«Гимн Атону»
Текст гимна сохранился в гробнице, как считают египтологи, вельможи Эйе в эль-Амарне, современника Эхнатона (1352 - 1336 гг. до н.э. по официальной хронологии). Эйе после смерти преемника Эхнатона - Тутанхамона, царствовавшего, очевидно, не более 9 лет, взошел на престол и правил около 3-х лет.
13
вертикальных колонок иероглифического текста (на рис.) содержат, как
считается, запись великого гимна богу Атону. Эта надпись была частично
уничтожена в 1890 году, однако, сохранилась ее копия, сделанная Урбеном
Бурианом в 1883-1884 гг. С фонетическими значениями иероглифов вы можете
ознакомиться на СС. 51-53 Копарев Е. А. Дешифровка забытых
письменностей. – П.: Версо, 2012. - http://eakonapev.livejournal.com/1010.html
1. Ране (Дзрыммы цинивы цесымы) (цедцэя, циё… нрзб.). Дзьтцацсци (идолы) я садзеятыми навмиа саммими. Ми боимса цесыма. Бояса царя дзццами (сынаса шани) са лидзьцамё (йассли), сациньнися цеща аенаяма (я йимя вымови). Дзетьсь цеси тцацсци (кумиры).
2. Тцдяёни (одаиваемы) йими. Лыядзь (поклонение) цэсыма аба нами – леясадзь (лесть). Китшанимдзяса и льёёса (льстишь) тьсуй. Во Имья Боджья шэдзими, льёми (поклоняемся). Вылиёли ни всие, дьзьсисцими. Вачнимиси! Ннёмцаёдемищь цизжны. Ёдцнива ли м…
3. …иё лице (хвала) дцэнисе лидцны (хвалою).
Еня ёзже немы. Ли нали ё, ли донесу и. Тщае цо лина (восславлена) ёаё
лицина (нрзб)? На тьцэё лима? На лицсыма Боджашаё? Ёцлцэ (если) сдцимми
цаны тдцмы цищи (тысячи), - ббациты ц ема надццва вавне и - лесть насазжаимиы, льемы на дцы мы ни цежимы.
4.
Лики тщимы бадцэци, рабья, тцдя, атщи мы ныц стаы. Ли мураци (колоссы)
дякае рабьё? Це в адцмали вудцыма на цсымы баядтцаса. Ее стьси. Цсыма
абныдыса вация сцэбё. Дце и е лли мурани? Лица ае цо ли? Её цицсами
тидте: вуньни е нидцдзже ватваы? Мылимытисямы ци ними – тщи и не тцмы…
5. …селы. Ньны цене ё. Нне льёдцддця ва дця вудцы.
Дцамыйи катшами нны нщцщи, не бозиы цищи на касака сащли. Лекаемоць тщы
дци мы. Цнедц лийаём нову тибе дено дцдвыё. Ды леиймоса. А лими…
6. …дз (хвала) с ыё саде. Лыньнёши цсдаши тщаши циваим. Тце не ёним лидцациешь (поклоняешься). Но ядцзже на яре налитщаеде лицю? Бо тцдедциву ёе на дцькалыийню цищамыву (поклонную)? Цидцвымым едзс лицдё, кая е ва Дццине? Ёуцё цагнацдццийявуя ньнатц…
7. …да муру. На ий зженедже. Дцедзим ваями бакава ея
(нрзб). Бодцйим яеея. Дц(н)арём лидця нахадим, вуличдцаим яие лице.
Ециа дзидём, ци дцимынали. Яджцё обыдцедз йимяву: лияим ий имя, дцед
(след) ё руны. Циее – цидза Бодцея. Цее циё дцдйамы дц йим дйимяне… Цея
надцдия во Бодцеяи цыдзе. Во еиву или иё нацеруд. Цнале…
8. …мы: ша нима лийино сыя тши, лытийли, аё пели йи. Ели шанива
цидцеваммы нымувёми авами (овыми) найдзеве ёнадц дваётта ава цини,
сами ни налейийимо цидцимоы? Шришь ли на сушы тшега? Налиымми дцтшабя
(собой) вуливаимдцы, шаними ва дця дццищи. Я дза имньнийимя дьзьдцназжримци, водами доимы…
9.
…цвааимйи. Ще хоцещи? «Еа ёе, ти леим, еа вати леим лишэ атим мы шэ»,-
вудцили цини бованы. Цэ – рабье лицё. Дцэдцли (если) дцедзим, дцим йи,
не вои вудцили ли мы дцэщиме? Едцдне йцэлемьмьми ети йи мы. Лейийим, бо
дцейим с цэяаим штьшэм. Дать вулидзь йимя на лицини бовине? Цника бо йиеяы?!
10.
Вудцяба, ёзже нашееена во йи тцили, Едцйине дцсати навцаёя. Цэ Двойия е
ньйимя ве Еве йимдцим. Ллеми ци сацци ни бовине. Цэ нам – цели,
шатиммше. Тизжё шамим поциее. Адцдтти
цини бовине – йиийея цэ рабы!.. Едци цег цдили, нитшаёми, етйим ли
дзься дьцьдтыимя ли вудцили? Адццеса видьзенадьзьеву или…
11. … ми бодьзяйим дцэтшити сюя? Ббае радная: «Еажа зживу ли нам дане видцети сицея дцвлыву, или ми ие лишани, сие стьсуй цнемыли циа? Йим дзёнимсы ня ддеви доневи (нрзб.)… Есы ву дцлини, на дцемы ицлишани йига двиеё кацийиа цэна, ёцяле не иаедц. Не луцци ваз же, вами, дцэнитши ттимя, ёлиция йим баедцийим нне…
12. …дзели тцэ валитши лытилеим ли на дцагнациим ливлы цини… (нрзб.)… шанива лиели цэнамма -
тцэли идцэсим. Азже дцару надналили (сынаси шани (почёта))! Налиядз
вады цэсадцэим. Лицэ мылинадцаё на Нили. Вои вудцэлы. Ёти йим лидзэ сы
има налицаны. Али ньни садццинили? Дзсёаи цэ литцэ. Ву…
13. … ны дциманали, цёциим азже дцаммим анна лина баеванеётиса. Е дцэд… нрзб. … цэ тими тдцы. Влиёёвы малии лили, бо дцэ ццини-лицаря
дзццами (сынаси шани). Лийим дзццами ё (я йимльйим). С ними цэньнися
цеща ае дцнаяма (я йимя вымови ). (А) дзсий, цесий - тсацсци (кумиры)…
Перевод
- Рано
(Зримые почитаемые эти) (этого, эту). Кумиры сотворены самими навями.
Мы боимся этого. Боясь сами царя с образами (если есть), создалась
хвалебная песнь его (его имя изреки). Здесь эти идолы.
- Одаиваемы
ими. Поклонение им, если говорить строго между нами, - прелесть.
Кичимся и почитаем их зря. Во славу Имени Божьего служим, Его почитаем.
Одаиваемы идолами, не всё отдали. Очнёмся! Ведь без усилий оцеживаемы.
- Едва
ли почитание моё оценивается как (истинное) поклонение. Ведь оно
словно хвалебная песнь немого. Погублю ли свою душу или спасу её?
Осознает ли личина идола, что она восславлена? Зачем восславлена? Во
славу Божию? Если почитаемы сыны тьмы тысячами, - видите, на них
начертаны имена их, - насаждающие безбожие, - мы одаиваемы теми, кто
губит наши души.
- Лики
почитаемые зрим, робея, воздавая им честь, словно мы не можем встать с
колен. Или истуканов, словно рабы, благодарим! Это с детства учили нас
их бояться, их стати. Вот обойдено оное тобою… Это ли и есть почитаемое
божество? Образ его? Его трогаем грудь: она неужели твоя? Молиться с ним
– пустая трата времени, молиться ему – нет смысла.
- Оно
не имеет ни смысла, ни цены. Потоки славословий не вливаются в эти уши.
Будучи обделены даже костями, тысячи богов на казака сошли. Зря мы их
боимся. Коленопреклоненно ежедневно изливаем потоки славословий. А…
- …
хвала до них не дойдёт. Похвалы потщись посылать своим. Но не их ты
почитаешь. Но почему на горе вы поклоняетесь кумиру, божку на поклонной
скале? Достоит почитания тот образ, как почитаем мы Сына? Ещё раз
согнали нас…
- …
к строению. На нем собрали. Созидали мы склоны его. Царям лица
испортим, уличим их. Этого ждём, об необходимости этого вспоминаем. Ещё
обычай имеем: стираем их имя, след их, оставленный в рунах. Это – кара
Божья. Вот что осталось от их имени… Надежда на Божью кару: на его (её)
нагадят.
- Знали
мы: с ними богослужение будет напрасным, но воспевали их. Или
почитание этих немых вызовет юность двух этих сынов, что сами почитаются
нечестиво. Видишь ли что-либо на земле? Восхвалениями собой выливаемся,
хвалами – в эти тысячи молящихся. Те с ними – сожрецы, что водами доимы
своими.
- Ещё
хочешь? «Которые её, тех почитаем, чьи воды льём мы лишь этим», - учили
сыны быка. Это – рабский род. Если воздаём почести, чтим её, не воинов
ли учили мы почитанию? Единым исцеляемы эти и мы. Грешим, ведь тех и
этих чтём. Дать полить ими на личины быка? Ведь они поникли?
- Учение,
которое наши в ней чтили, Единице учит поклоняться. Эта Двоица – Имя в
Ней. Изливаются эти сосцы не быку. Это нам – исцеления, чтя. С тем же
самым умираем. Адские сыны быка – её это рабы. Если этих чтили,
поклоняясь, этим ли самым чтимые учились? Адскому видению?
- Или
мы обожаем чтить этих? Говорит родная: «Её при жизни нам дано увидеть
этот благодатный ливень, или мы лишены его, зря вспоминаем его?» Им
сочетаемся с девой реки… В пустыне, на земле излишни его двое кощеева
сына, если у них нет яиц. Не лучше вас же, вами, сынами этими, о которых
речется…
- Неужели
волиши милостью на ливни сынов… Поклонение, исходящее от сынов –
исцеление им. Даже царя не забыли в молитвах (сына почёта)! Налили воды
чешущимся. Лицо мылится на Ниле. Воины целы. Эта влага им предназначена. Или они сочинили лишь это? Они...
- ...вспоминали:
этим самым они омываемы. Её след... нрзб. С теми они... Ливни лили,
ведь это сыны-рыцари (сыны почёта)... Льём её сами. С ними ценится
честь (их имена скажи). А этот и тот - куклы.
ПЕРЕД НАМИ ОБРАЗЕЦ СЛАВЯНСКОЙ СЛОГОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
|