Особые обряды в древней Руси
Чтобы стать членом племени,
ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени.
Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину
наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае
с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.
"По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его
сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После
этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три
года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и
первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для
защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с
трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому."
"В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста,
мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали
полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого
девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и
говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить
боевое оружие и вступать в брак."
У нас семья - это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть
ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило,
где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается
многодетной. В древности, во-первых, все жили обыкновенно под одной
крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так
что в незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей
рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях
единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников,
не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным
приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить...
Представьте себе такой дом. в котором живут четверо-пятеро братьев с
жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями,
двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все - родственники!
Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют
подобный родственный коллектив, живший в , ощущал себя в первую очередь
не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ со своими собственными запросами и возможностями,
как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как . Он казался
себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать
своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом
из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего
прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из
которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки -
чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в
образе птиц (помните знаменитое "чур меня?")."
"Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и
правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что
человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав,
какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. имел вполне
определенную РЕПУТАЦИЮ. В одном люди исстари славились честностью и
благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит,
повстречав представителя , следовало держать ухо востро. Человек знал,
что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает
его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю .
За одного набедокурившего отвечал."
"В ту эпоху повседневная одежда представляла собой его полный
"паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет,
каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда
каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много
говоривших о её обладателе: из какого он племени, , и массу других
деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и
откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же
порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке
сохранилась пословица: "По одежке встречают, провожают по уму". Только
не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная
мудрость. Обычно считается, что "по одёжке" видно, богат ли человек и со
вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые
повстречав человека , "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с
ним вести."
"В никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков.
Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы
назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку.
Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь
отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии
случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто
приводил с собой больше родни . И даже не потому, что родня эта являлась
на суд с оружием... Мой род - моя крепость!"
"Зато любой ситуации человек должен был действовать так, как будет
лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое
общество, в котором безраздельно властвует РОД , учёные называют
ТРАДИЦИОННЫМ. Если познакомиться с основами древней традиции , окажется,
что она совершенно четко нацелена на . Никакого "индивидуализма"
традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло,
значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало."
"Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить
муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный
конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое
общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об
индивидуальной судьбе отдельного человека , сколько о выживании общества
в целом. То есть - рода."
"Род, полностью определявший жизнь
каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в
самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству,
решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море
за рыбой, или отбиваться от врагов, - самым естественным казалось
скрепить союз родственными отношениями. Если в был взрослый парень, а в
другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И
всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, "любит - не
любит". Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода ! Стерпится -
слюбится..."
http://www.rodnoe.org
|