Свадьба – самый знаменательный день в жизни каждого человека. Ученые недавно расшифровали надписи на древних свитках и выяснили, какой была языческая свадьба много веков назад. Как на протяжении многих веков невесты с волнением готовили свои наряды, молодые люди завоевывали сердце невест и выбивали себе право на женитьбу?
Что в древности обозначали обручальные кольца?
Символами влюбленных были Месяц и Солнце. Месяц исполнял роль жениха, а Солнце – невесты. Обручальные кольца, которые молодожены и по сей день с трепетом надевают на палец друг другу, символизировали солнечный круг. Именно поэтому в какой-то момент их стали изготавливать из золота – солнечного металла.
Такая традиция обмена кольцами в разное время присутствовала у римлян, германцев, индусов и славян. Кольца стали надевать именно на безымянный палец потому, что считалось, что от этого пальца тянется «нить к сердцу» (нерв).
Каким был свадебный пир?
Традиция бурного и обильного застолья в день бракосочетания присутствовала еще у язычников. На свадьбу обязательно приглашалась вся родня, и непременно угощался всякий человек, который в этот день проходил мимо дома молодожен.
По традициям древности невеста должна была выпечь и принести в дом родителей жениха специальный свадебный пирог – курник. Назывался пирог так потому, что в нем обязательно должно было присутствовать куриное мясо – курица считалась символом плодородия и начала рода.
Жених должен был попробовать кушанье, принесенное невестой
В перечне обязательных угощений для свадебного пира были блюда из баранины, индейки и утки. Особым шиком считалось подать к столу баранью лопатку – по преданиям древних греков, именно эту часть барашка приносили в жертву богам. Главным хмельным напитком пира была медовуха.
Какой была первая брачная ночь?
Через некоторое время после начала застолья молодожены в сопровождении свата и свахи, а также дружка и самых почетных гостей отправлялись в опочивальню, где было все специально прибрано: на лавках стояли горшки с медом, как символ достатка в семье. По традиции гости могли потребовать, чтобы невеста начала раздевать супруга. В знак покорности она должна была снять с мужа сначала правый сапог, затем левый.
Верхнюю одежду муж снимал сам, после чего гости уходили, оставался лишь дружок и сваха. Они плясали вокруг ложа молодых, посыпая их зерном. Затем помогали невесте раздеться до рубашки, укладывали молодых в постель и оставляли их одних до утра. Тем временем в горнице продолжался пир и веселье.
Второй и третий дни свадьбы
На второй день свадьбы продолжалось бурное застолье. Третий день носил название «пирожного» дня. В этот день в дом молодых приходили те гости, которые хотели продолжать дружить с молодой семьей. Жена должна была в этот день сама приготовить угощенье, в основном – различные пироги, откуда и взялось название дня.
В этот день девушке предстояло еще одно испытание: вымести начисто весь дом, несмотря на то, что гости постоянно подбрасывали солому. Этот обычай был призван проверить, насколько терпелива и трудолюбива молодая хозяйка.
Древние языческие свадебные обряды сохранили в себе отпечаток первозданности и искренности. Отголоски этих традиций мы до сих пор используем в своих свадебных обрядах. Не менее красивы и интересны свадебные традиции кельтов, о которых можно узнать из статьи Традиции народов мира — свадьба в средневековой Ирландии.