"Укокская принцесса"
В 1993 г новосибирские археологи
обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в
одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с
богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой
женщины, которую прозвали "Укокская принцесса". Женщина была похоронена
более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати.
Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных
находок не было с момента обнаружения царских курганов урочища Пазырык (Улаганский район Республики Алтай) и "Царского кургана" в Чарышском районе
Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама
мумия и весь найденный сопроводительный инвентарь хранятся в
новосибирском Академгородке, в музее Новосибирского Института археологии
и этнографии.
По поводу национальной
принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК
женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что
«шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское
(индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что
пазырыкцы были беглецами из Передней Азии, а потомками пазырыкцев
являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С
этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами
алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей
алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину.
Памятник Ак-Алаха-3 находится на
плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от
погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки
(пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится
памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.
Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего
из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и
тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи
обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером,
засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для
строительства зданий.
Сняв насыпь с пазырыкского кургана,
археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины.
Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца,
ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое
погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным
инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской
женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до
н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение
кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».
В
основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м,
высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью
заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных
лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из
лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом
Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на
колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же
аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах),
видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные
сопровождать человека в «иной» мир.
Туристка.Ру побывала в музее
Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные
способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который
выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом
доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует
лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму...
согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без
единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были
100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А
теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м,
выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же
дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину.
Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была
прибита четырьмя медными гвоздиками.
Вообще
захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе
похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и
детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский
мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере
колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что
говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма
колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что
погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор
породы дерева, из которого изготовлена колода.
У многих народов различным видам
деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в
дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни,
исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее
начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например,
нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал
сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях
может помочь человеку "возродиться", поэтому кеты хоронили своих детей в
выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев
оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям
деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом
(крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший,
похороненный на лиственнице, мог заново "родиться". Интересно, что
якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к
ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в
специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево
становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с
помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной»,
выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в
стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому
лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме
того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в
своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.
В колоде на правом боку, головой на
восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала
молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с
нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на
войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в
длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур
длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех
горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного
белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На
юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше
колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из
красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и
мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены
отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях
одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном
мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в
деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского
волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека
и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял
порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а
пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею "принцессы
Укока" украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными
подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы
часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных,
скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека — его
шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были
обвязаны шерстяными нитями.
В изголовье на небольшом блюде
находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена
кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр
использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр
произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии,
Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться
большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные
торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда
мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором,
Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого
растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела
в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.
Несомненно, что шелковая рубаха
была роскошью, доступной очень немногим, так как изготавливалась из
привозной ткани, и это свидетельствует о высоком статусе пазырыкской
женщины. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а
также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами
(обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и
была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают,
что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как
в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных
шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали
ткани шириной до 50 см, рубаха же "принцессы Укока" скроена из ткани
шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на
Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.
Настоящим
открытием для археологов была находка в погребении отлично
сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они
занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно
головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у
каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени
можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус
женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую
голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной
шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного
цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В
составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена
дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских
пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой
погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна
раскрылась - оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности
носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные
накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы
специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали
«конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус
деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой
покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога
"лежал" на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога
потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ
олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов.
Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из
войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое
черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа
жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части
крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями,
хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены
из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом
будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют
человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в
срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и
широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную
прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за
сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной
убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по
нему о том, что "принцесса Укока" была шаманкой. Хотя вполне возможно,
что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и
«ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также
тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских
женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их
обычно изображают!
Тело женщины хорошо сохранилось
благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном
холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью
погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они
хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то
есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило
полгода. "Принцесса Укока" была похоронена в середине июня, перед
откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков
захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией
знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг,
внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены
веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками,
песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все
остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью
какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом
статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с
добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние
китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»).
Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново
"родиться" в том же теле, тогда становится понятно их стремление
сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с
этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего
погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они
как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли
«выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания.
Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в
жизни племени.
Отчетливо видна синяя татуировка,
полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что
высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад —
древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка
«укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины
во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в
расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки
настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече
изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его
голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается
клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину
лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или
лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У
индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной»,
«верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается
стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова
грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с
туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и
страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной
жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.
Что же еще может понадобиться
человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей
серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего
всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В
погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких
деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два
керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно
изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).
Стенки рогового сосуда были сшиты
(!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого
горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом
Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а
пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего,
роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем
находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая
легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может
удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные
принадлежали царству богов, духов.
Деревянный сосуд имел ручку,
выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других
пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная
палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и
насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с
круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На
деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и
крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть
рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных —
оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.
Мы не знаем, почему древние
пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в
сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет
длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии,
мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в
другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало
или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор
помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые,
керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли
(керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у
протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в
свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в
виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались
мутовкой при создании Вселенной!
Вся утварь располагалась у
восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением
коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует
деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька,
возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила
«уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что
все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые
даже имели следы починки.
За погребальной камерой найдена
длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы
Укока» была возможность построить юрту.
В северной части могильной ямы, на
глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения
из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные
украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены
железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные
окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные
фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в
украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона:
мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на
налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона,
они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие
седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации
изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное
изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского
кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные
«трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те
же сюжеты.
Итак, подведем итоги. Татуировка,
парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В
погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же
предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных
украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование,
сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной
колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве
уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому
найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были
настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам
общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное
захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в
«царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с
мужчинами. Возможно, "принцесса Укока" действительно была «шаманкой» в
своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее
погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно —
найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем
племени.
Источник
|