Образец ольмекской письменности — Каскахальский блок.
В 1867 году Хосе Мельгар, выпустил в свет первое печатное
сообщение о гигантской голове «эфиопа» из Трес-Сапотес и тем самым
положил начало изучению забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах
Веракруса и Табаско. Широкомасштабные археологические раскопки
произошли в 1930-х годах, когда Мэтью Стирлинг со своими коллегами
заложили первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и
Трес-Сапотес.
Ольмекская скульптура.
Был открыт центр ольмекской культуры в Пьедра Парада, музейный фонд
которого пополняется за счёт работы экспедиций мексиканских археологов
из Национального института антрологии и истории. Ученый археолог
Медельин Сениль из университетского музея города Халапы, столица штата
Веракрус, открыл на неизвестный город ольмеков — Син Кабесас
(«Безголовые») это название родилось из-за обилия поврежденных и
обезглавленных статуй, выглядывавших буквально на каждом шагу из-под
зелёной листвы джунглей.
Женщина.
Фигурки женщины и мужчины.
Мозаика.
Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско).
Трес-Сапотес.
Эпиольмекский сосуд из Трес-Сапотес.
Местонахождение.
Археологический памятник находится близ современной деревни
Трес-Сапотес к западу от Сантьяго-Туштла в штате Веракрус на западной
оконечности горного массива Лос-Туштлас на берегу небольшой речки
Рио-Уэйяпан. Это место находилось между горным массивом Лос-Туштлас и
дельтой реки Папалоапан. Примерно в 10 км к востоку находится потухший
вулкан Серро-Эль-Вихиа (Cerro el Vigia), важный источник таких
строительных материалов, как базальт, вулканический туф, песчаник и
глина. Близлежащий небольшой археологический памятник в Ранчо-ла-Кобата
(Rancho la Cobata), на северной оконечности Серро-Эль-Вихиа, вероятно,
служил древней мастерской памятников, поскольку большинство базальтовых
сооружений в Трес-Сапотес изготовлены из колоссальных, «сфероидных»,
гладких базальтовых булыжников, которые и сейчас можно найти у вершины
бывшего вулкана. Диаметр некоторых валунов достигает 3 метров.
История.
2000-летняя история Трес-Сапотес как культурного центра не
имеет прецедентов в Месоамерике. Здесь процветали культуры ольмеков,
эпиольмеков и классического периода. Иногда Трес-Сапотес рассматривается
как третий по значению город ольмеков после Сан-Лоренсо-Теночтитлана и
Ла-Венты, хотя ольмекский этап составляет лишь небольшую часть истории
Трес-Сапотес, которая продолжалась при эпиольмеках и веракрусской
культуре.
Планировка.
В Трес-Сапотес обнаружено свыше 160 курганов, платформ и
подобных сооружений;большинство из них представляют собой низкие
платформы для жилых строений. Четыре группы курганов в Трес-Сапотес по
форме напоминают курганы в Серро-де-лас-Месас, где также имеется
площадь, окружённая с запада пирамидальным или коническим курганом, а с
севера — длинным курганом. Длинные курганы, скорее всего, служили
фундаментом для административных зданий или жилищ высшей элиты. На
меньших курганах располагались жилища менее влиятельных людей, а также
храмы.
Ла-Вента.
"The Grandmother", La Venta (копия). Официально известна как Памятник 5, эта статуя, как думают, представляет карлика.
Ла-Вента (la Venta) — культовый центр ольмекской культуры на
острове в устье реки Тонала в штате Табаско (Мексика). Расцвет —
VIII—IV века до н. э. Включает несколько пирамид (высотой до 35 м),
множество земляных насыпей, вымощенные ценными породами камня культовые
площадки, склепы, церемониальные тайники, алтари, стелы и др.
Своеобразны 5 гигантских изваяний человеческих голов из базальта (10—13 т
каждая). Найдено также большое количество мелкой пластики из нефрита,
жадеита, глины. Многие памятники Ла-Вента перевезены в музей под
открытым небом в городе Вилья-Эрмоса (Мексика).
Алтарь Ягуар.
Алтарь Дельфин.
Часть алтаря.
Алтарь 4, Ла-Вента.
Алтарь 5.
Общая площадь древнего города оценивается в 200 га. Население,
включая зависимые поселки, составляло 18 тысяч человек. Город
просуществовал в болотах Табаско примерно с 1100 по 400 г. до н. э. Он
имел четкую архитектурную планировку. Ось симметрии отклонялась точно на
8 градусов от направления на север. Все главные здания, построенные на
плоских пирамидальных платформах, были правильно сориентированы
относительно этой оси по сторонам света. Городская площадь была вымощена
тщательно отёсанными и отполированными брусками зелёного серпентина,
прочно удерживаемого скрепляющим раствором. В центре возвышалась
33-метровая большая пирамида, возведенная в виде гофрированного конуса с
десятью выступами и впадинами. Диаметр пирамиды составлял 60 м, общий
объем – около 8000 куб. м.
Для ольмекской цивилизации характерна
самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве
скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами,
алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны
небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита.
Нефритовая ложка в форме дракона.
Сосуд "Рыба".
Антропоморфный топор.
Статуэтки из нефрита.
Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над
гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб. К примечательным
особенностям ольмекской культуры принадлежат вырезанные на камне даты,
обозначенные черточками и точками и сходные с представленными в
Монте-Альбане и у майя. Они относятся к последним столетиям до нашей эры
и представляют собой древнейшие в Центральной Америке письменные даты,
что указывает на одновременность ольмекской цивилизации и культур
формативной эпохи других районов. Она также предшествует расцвету
цивилизации майя классической поры.
Голова Африканца.
Гигантская каменная голова из Сан-Лоренсо.
В 1869 году в «Бюллетене Мексиканского общества географии и
статистики» появилась заметка за подписью Х. М. Мельгара, который
утверждал, что в 1862 году ему посчастливилось обнаружить вблизи
деревушки Трес-Сапотес (штат Веракрус) на плантации сахарного тростника
удивительную скульптуру, не похожую на все известные до их пор — голову
«африканца», высеченную из камня. Заметка сопровождалась рисунком. В
1871 году Мельгар объявил : «Я абсолютно убежден, что негры не раз
бывали в этих краях, и это случилось еще в первую эпоху от сотворения
мира», но эта гипотеза не была подкреплена и не имела оснований.
После
этой заметки через 40 лет индеец обнаружил близ городка
Сан-Андре-Тустла ещё один предмет — маленькую нефритовую статуэтку,
изображавшую жреца с наголо обритой головой и широко открытыми
смеющимися глазами. Нижнюю часть его лица закрывала маска в виде утиного
клюва, а на плечи был накинут короткий плащ из перьев, имитирующий
сложенные птичьи крылья. Эта статуэтка оказалась в Национальном музее
США в котором было с удивлением обнаружено, что столбик таинственных
черточек и точек, вырезанных на статуэтке, представляет собой дату
календаря майя, соответствующую 162 году н. э.! В научных кругах
разразилась очень сильная полемика, так как ближайший город древних майя
— Комалькалько — находился не менее чем в 150 милях к востоку от места
находки! Кроме того, статуэтка из Сан-Андрес-ТУстлы почти на 130 лет
старше любого другого датированного памятника с территории майя! Для
ответа на вопрос учёные начали исследовать архивы Испании и Мексики,
вскоре было выяснено, что основная их часть освещала события не ранее
самого кануна Конкисты, то есть XV—XVI веков. Гипотезы происхождения ольмекской цивилизации.
Предки индейцев Америки — различные монголоидные племена,
которые пришли в Новый Свет из Северо-Восточной Азии в эпоху верхнего
палеолита (30-20 тыс. лет назад), воспользовавшись сухопутным мостом,
который связывал тогда Азиатский и Американские континенты в районе
Берингова пролива. Первые жители Америки были охотниками и собирателями,
постоянное кочевавшие в поисках непуганых стад животных. Следы
пребывания таких охотников и собирателей каменного века найдены сейчас
во многих районах Мексики. Раскапывая пещерные стоянки и открытые
походные биваки древнейших обитателей Нового Света, археологи собрали
десятки всевозможных каменных орудий, инструментов и поделок,
расположили их по типам и возрасту, выделили даже особые культуры разных
палеоиндейских племен.
Керамический сосуд.
В долине Мехико, в Тепешпане, найдены останки первобытного охотника
на мамонтов, погибшего, видимо, во время единоборства с этим зверем.
Скелеты мамонтов, вместе грубыми каменными орудиями, были найдены в
Центральной и Северной Мексике и в горах южного штата Пуэбла.
Судя
по геологическим данным и результатам радиоуглеродных анализов, эти
далекие предки мексиканцев обосновались здесь, по крайней мере, уже
10-12 тысяч лет назад. В седьмом тысячелетии до н. э. на значительных
пространствах Американского континента внезапно происходит резкое
изменение климата: он становится гораздо суше и теплее, приближаясь в
целом к современному. Растительный и животный мир западного полушария
постигает подлинная катастрофа. Крупные животные эпоху плейстоцена
(мамонты, мастодонты, лошади, бизоны, верблюды) быстро умирают, и
местное население, существование которого во многом зависело от охоты,
вынуждено было перейти почти целиком к собирательству диких плодов и
растений. Рыболовство, сбор моллюсков и охота на мелких зверьков и птиц
служили важным дополнением к растительной пище.
Керамический сосуд в форме каймана.
Скудные остатки простой и незамысловатой культуры тех времен в виде
каменных орудий, кострищ и пещерных стоянок обнаружены сейчас во многих
уголках Мексики. Затем цепи исторического развития резко нарушается, и
около 2000 года до н. э. сразу встречаются сложившиеся культуры ранних
землевладельцев архаической эпохи. Но как раз на основе этих последних и
зарождающихся впоследствии возникли все важнейшие цивилизации данной
области Нового Света: майя, нахуа, сапотеков, ольмеков, тотонаков.
Поэтому для того, чтобы доказать самостоятельных характер индейских
цивилизаций, необходимо прежде всего решить вопрос о происхождении
раннеземледельческих культур Америки.
Борец.
Игрок в мяч.
И также надо определить, какие процессы происходили в глубинах этого
загадочного и малоизученного периода. Какие подспудные процессы и
изменения превратили вдруг «дикие» кочевые племена с
охотничье-собирательским хозяйством в «культурных» землевладельцев,
овладевшие к тому времени многими ремеслами и навыками? Академик и
ботаник Н. И. Вавилов обратил внимание науки на факт удивительного
совпадения районов распространения доколумбовых цивилизаций Нового Света
с древнейшими очагами земледелия на этом континенте. Цивилизации
индейцев появлялись там, где до них долгое время существовали
раннеземледельческие культуры, но земледелие очевидно, тоже не возникает
на пустом месте, оно также является продуктов длительного исторического
развития.
Выводы.
Проблема происхождения и гибели загадочного индейского
народа, населявшего в свое время обширные пространства Южной Мексики, и
поныне остается главной проблемой для всех исследователей, занимающихся
доколумбовой историей Нового Света. Смелых гипотез хоть отбавляй.
Одновременно
не прекращаются и настойчивые поиски по переосмыслению уже добытых
археологами фактов. Здесь находится поистине непочатый край для самой
серьёзной и усидчивой работы. Другие, даже сравнительно недавно
появившиеся на свет взгляды, носят более чем спорный характер, но,
несмотря на это, есть, наряду с этим, и вполне очевидные вещи.
Маски ольмеков.
Маски из Тобаско (Мексика).
Маска человека ягуара.
http://clubs.ya.ru/4611686018427408259/replies.xml?item_no=1...
Цивилизация
ольмеков появилась и исчезла также неожиданно, как несколько веков
спустя исчезла цивилизация майя. Один из крупных центров этой
цивилизации находился неподалеку от Ла-Венты, на острове, расположенном
посреди заболоченных земель. Над этим поселением возвышается насыпная
пирамида огромного храма, достигающего в высоту 30 метров.
В развалинах поселений были найдены тщательно обработанные
надгробья, ритуальные предметы из нефрита, статуэтки, напоминающие змей.
Центральное место в искусстве ольмеков занимает персонаж, в облике
которого сочетаются черты рычащего ягуара и плачущего человеческого
ребёнка. Его облик запечатлен как в гигантских базальтовых скульптурах,
вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных
изделиях. Этот ягуар-оборотень представляет собой божество дождя.
Именно у ольмеков впервые появились сложный календарь и письменность.
Образцы
ольмекской скульптуры, найденные в городах Трес-Сапотес, Сан-Лоренсо,
Ла-Вента, Сантьяго-Тустла и др., высечены из базальтовых монолитов.
Некоторые имели вид гигантских голов весом до 30 тонн. Другие
представляли собой массивные стелы с высеченными на них сценами встречи
представителей двух рас, причем американской среди них нет. Головы
изображают людей с несомненными негроидными чертами: толстые губы,
широкие ноздри...
В Сан-Лоренсо была найдена сложная система
искусственных резервуаров, связанных сетью желобов, часть сети встроена в
водораздел. Основная дренажная линия шла с востока на запад. Назначение
этого гидротехнического сооружения неизвестно.
Также были найдены захороненные скульптуры с негроидными чертами.
Эти ритуальные захоронения включали свыше 60 ценных изделий из нефрита.
Некоторые из статуэток были умышленно искалечены.
Главная
пирамида Ла-Венты стояла у южного конца поселения (в настоящее время она
разрушена работами по нефтедобыче). Она имела вид гофрированного конуса
с десятью выступами. Ось симметрии комплекса отклонялся на 8° от
направления на север.
Рядом с пирамидой была раскопана колоннада высотой 3 метра. Всего
более 600 колонн стояли вплотную друг к другу, вытесанные из базальта,
каждая весит примерно по 2 тонны. Колоннада огораживает участок, на
котором находится стела высотой 4 метра, шириной 2 метра и толщиной
около метра. Рельеф на стеле изображал двух высоких мужчин. Одна из
фигур была без лица, вторая - мужчина европеоидного типа с высоким носом
и длинной бородой.
http://uroboros.org.ru/N_America/laventa.htm
Сенсация в Сан-Лоренсо.
Изваяние бога-ягуара из Сан-Лоренсо.
В январе 1966 года Йельский университет (США) направил в джунгли
Южного Веракруса известного американского археолога Майкла Ко. Целью его
экспедиции было максимально полное исследование нового ольмекского
центра Сан-Лоренсо, расположенного в бассейне реки Коацакоалькос. К
этому времени чаша весов в великом споре между майя и ольмеками о
приоритете той или иной цивилизации уже явно склонялась в пользу
последних. Однако требовались более убедительные доказательства связи
ранних форм ольмекской керамики с величественными каменными монументами.
Именно этим и хотел прежде всего заняться Майкл Ко. Три года вёл он
интенсивные работы в зоне древнего города. И когда пришла пора подвести
предварительные итоги, стало ясно: мир стоит у порога новой научной
сенсации. Судя по весьма архаичной на вид керамике и внушительной серии
радиоуглеродных дат, большинство типично ольмекских скульптур
Сан-Лоренсо появилось на свет между 1200—900 годами до н. э., то есть
намного раньше, чем даже в Ла-Венте. Да, здесь было над чем поломать
голову. У любого специалиста это сообщение тут же вызвало бы массу
недоуменных вопросов. Каким образом удалось М. Ко установить взаимосвязь
между архаической керамикой и каменными скульптурами ольмеков? Что
представляет собой Сан-Лоренсо? Как соотносится он с другими ольмекскими
центрами, и прежде всего с Трес-Сапотесом и Ла-Вентой? Кроме того, как
объяснить сам странный факт неожиданного появления вполне зрелой
цивилизации в 1200 году до н. э., когда в остальных областях Мексики
жили лишь примитивные раннеземледельческие племена?
Выяснилось, что все постройки Сан-Лоренсо, общим числом более
двухсот, стоят на крутом и обрывистом плато, вздымающемся почти на 50
метров над окружающей плоской саванной. Длина этого своеобразного
«острова» составляет примерно 1,2 км. В разные стороны от плато отходят
узкие «языки» в виде непрерывных цепей холмов и возвышенностей.
Когда
начались раскопки, то Майкл Ко, к своему большому удивлению, обнаружил,
что по крайней мере верхние семь метров плато в Сан-Лоренсо —
искусственное сооружение, насыпанное руками человека! Сколько же труда
нужно было затратить для того, чтобы передвинуть такую гигантскую гору
земли! Анализ находок позволил исследователю выделить два главных этапа в
жизни города: более ранний — Сан-Лоренсо A 200—900 годы до н. э.) и
этап Палангана, совпадающий в целом по времени с Ла-Вентой (800—400 годы
до н. э.).
Благодаря одной остроумной догадке, Майклу Ко удалось установить
совершенно поразительный факт: в один прекрасный день древние обитатели
Сан-Лоренсо разбили и попортили большую часть своих каменных кумиров, а
затем «похоронили» их в специальных местах, положив правильными рядами,
ориентированными строго по странам света. Сверху это необычное
«кладбище» было засыпано многометровым слоем мусора и земли, в котором
встречаются черепки глиняных сосудов только этапа Сан-Лоренсо.
Следовательно, и захоронение разбитых статуй производилось именно в это
время. Во всяком случае, так думал сам Майкл Ко и сотрудники его
экспедиции.
Каменная статуя с отбитой головой из Сан-Лоренсо.
Отсюда вытекал и другой неизбежный вывод — ольмекская
цивилизации во вполне сложившемся и зрелом виде существовала уже в конце
2 тысячелетия до н. э. Майкл Ко подкрепляет свою гипотезу двумя
доводами: серией радиоуглеродных дат для керамики этапа Сан-Лоренсо
(1200—900 годы до н. э.) и тем, что в засыпке, скрывающей каменные
изваяния ольмеков, встречаются черепки только ранних типов.
Но тот же самый факт можно истолковать и по-иному. Не исключено, что
землю и мусор для «захоронения» своих статуй жители Сан-Лоренсо взяли с
территории заброшенного поселения более ранней эпохи, расположенного
либо в самом городе, либо в его окрестностях. Известно, что так
называемый «культурный слой» — мягкая черная земля, образующаяся на
месте постоянного обитания человека,—копать гораздо легче, чем чистый
грунт. Это особенно важно, если учесть, что у ольмеков были только
деревянные и каменные орудия.
Вместе с землей были принесены на «кладбище» статуй и содержащиеся в
ней древние предметы: керамика, глиняные фигурки и т. д. Что касается
радиоуглеродных дат, то излишняя доверчивость к ним не раз уже в прошлом
подводила археологов.
Маска бога-ягуара на стеле из Ла-Венты.
Прежде всего необходимо отчетливо уяснить один несомненный
факт: подавляющее большинство каменных скульптур из Сан-Лоренсо ничем не
отличается от монументов Ла-Венты и, следовательно, относится по
времени к 800—400 годам до н. э. Но эта последняя дата тоже получена по
методу С-14 и не может считаться абсолютно точной. С другой стороны, в
нашем распоряжении есть одна вполне надежная хронологическая веха —
стела «Ц» из Трес-Сапотеса с календарной датой, равной 31 году до н. э.
На лицевой ее стороне изображена типично ольмекская маска бога-ягуара.
Молодой ягуар.
Больше того, три крупных ольмекских центра (Сан-Лоренсо,
Трес-Сапотес и Ла-Вента) имеют среди других внушительных скульптур и
гигантские каменные головы. Стилистическое сходство последних настолько
велико, что они, бесспорно, были изготовлены приблизительно в одно и то
же время. Весь комплекс археологических находок из Трес-Сапотеса
(включая и стелу «Ц») относится к концу I тысячелетия до н. э.— первым
векам н. э. Это позволяет считать, что по крайней мере часть каменных
монументов Сан-Лоренсо и Ла-Венты и уж, во всяком случае, гигантские
головы из базальта имеют тот же возраст.
Ольмекский ритуальный топор с маской бога-ягуара. Нефрит.
Если мы бросим взгляд на другие области древней Мексики, то
при ближайшем знакомстве с ними станет очевидным, что в конце I
тысячелетия до н. э. они мало в чем уступали ольмекам по своему
развитию. Как показали раскопки на территории майя, первые образчики
письменности и календаря тоже появляются здесь в I в. до н. э. Видимо,
майя, ольмеки, нахуа (Теотихуакан) и сапотеки пришли к порогу
цивилизации более или менее одновременно— в конце I тысячелетия до н. э.
При таких условиях места для культуры-родоначальницы уже не остается.
Затянувшийся на десятилетия спор противников и сторонников
приоритета ольмекской цивилизации не решен до конца и в наши дни. Но
ждать осталось уже недолго. Многочисленные отряды археологов во
всеоружии современной техники штурмуют сейчас болотистые джунгли
Веракруса и Табаско.
В. Гуляев.
http://mesoamerica.narod.ru/olmec_gulyaev_5.html
|