«В начале было слово». Именно с этой строки начинается библия. А как слово могло существовать само по себе? Кто и когда его высказал? Где оно находилось? Вопросы, вопросы, вопросы. И ответа на них нет. Нет? Это как сказать.
Просто не стоит рассматривать слово как набор звуковых колебаний воздуха издаваемый голосовыми связками. Если вам сказали, что-то неприятное и у вас на весь день испортилось настроение, не колебания воздуха же так подействовали на вас. Нет, на вас подействовала информация, заключенная в этих словах.
Без информации не может быть и слова, так как слово и существует для передачи информации. Информация первична, слово вторично, зато слово понятно, а потому и заменяет понятие – информация. На самом деле первая строка библии должна звучать так – «в начале была информация».
Может ли информация существовать сама по себе? Разумеется, может. Скажем, вы не знаете закон Ома. И что? Разве от этого лампочки в вашей квартире будут гореть по-другому? Эта информация существует вне вас, и пока этот закон не был открыт, существовала вне человечества. Тем не менее,существовала.
Любое открытие сделанное учеными, есть открытие не явлений и процессов, а открытие информации заложенной в эти явления и процессы. И не важно сделано открытие или нет, информация существует в любом случае. Существует сама по себе. Независимо от наших желаний, стремлений и возможностей.
А что же такое информация? Вопрос совсем не такой простой, как кажется на первый взгляд. Определений информации существует масса. Это говорит лишь о том, что со времени ввода этого термина Клодом Шенноном, проблема определения информации нисколько не прояснилась.
Я не буду приводить все существующие определения информации. Слишком уж их много. Остановлюсь на одном, изложенном в «Концепциях общей теории информации», так как оно мне кажется наиболее интересным - «Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией».
Непонятно? Поясню на примере. Происходит химическая реакция. Два вещества взаимодействуют между собой. Для ускорения этой реакции, мы вводим третье вещество – катализатор. Скорость реакции значительно возрастает, при этом, сам катализатор, в химической реакции напрямую не участвует. Он лишь делится информацией. По окончании реакции катализатор обладает всеми первоначальными свойствами.
Еще один, совсем простой пример: «Если я дам вам яблоко, и вы дадите мне яблоко, то у нас все равно будет по яблоку. Если я вам дам идею (информацию) и вы дадите мне идею, то у нас будет по две идеи». Ну вот, вроде бы разобрались.
Отсюда следует два интересных вывода:
- Информация является лишь передаваемой субстанцией и не может существовать вне взаимодействия объектов.
- Информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.
Сразу же возникает вопрос – если субстанция (называемая информацией) передается, скажем, катализатором, значит она, заложена в него изначально? Иначе непонятно, почему одно вещество может быть катализатором, а другое нет. А если заложено изначально, то как она называется еще до момента передачи? Внятного ответа нет.
Русский домострой смотрит на эту проблему несколько иначе. Он допускает существование информации как в «вещи в себе», так и в «вещи для других». Иными словами информация существует в предмете независимо от того взаимодействует он с другим или нет. Собственно, Русский домострой, ставит знак равенства между информацией и «Сутью». Частичка, которой называется знанием.
Впрочем, Русский Домострой с «концепцией общей теории информации» в противоречие не вступает. Тут скорее вопрос терминологии. Мы часто путаем различные явления именуемые одинаково. Бывает и наоборот. Например – информация и знание.
Мы путаем эти два понятия. Однако, это не одно и то же. Знание, лишь часть информации, лишь одна из ее граней. Знание, это та часть информации, что «пропущена» через наш разум и осмыслена нами. Но и знание, это тоже информация. Информация об информации. Сложно понять, еще сложнее представить.
Как в известном примере о слепцах, которые, ощупав доступную часть слона, уподобили его, один с деревом (тот который ощупывал ногу), другой со змеей (ощупывающий хобот) и получили свое знание. И ведь нельзя сказать, что это знание неверно. Верно, Но лишь частично.
Это знание лишь часть информации. Лишь составляющая от более полной, именуемой – слон. Но и слон является составным элементом, входящим в «животный мир», который в свою очередь является частью биосферы и т.д. и т.п.
Приходиться признать, что любая информация является лишь частью более общей информации. Любая, кроме одной. Первоначальной. «С чего все началось быть». Что это за информация: Бог, Абсолют, Единый закон? Нет ответа. Во всяком случае, у меня.
Но если двигаться от более общей информации к частной, то рано или поздно, мы, возможно, достигнем наименьшей частицы информации. Я так же не знаю, что это: бит, квант, или что-то другое? Я не знаю даже, конечно ли деление информации, или не существует ее наименьших частичек и путь от общего к частному бесконечен.
Такой информацией я не обладаю. Я не обладаю, об этом, даже знанием. Впрочем, никто не может сказать, что он владеет полной информацией. Это невозможно. Информация лежит в основе всего, это тот кирпичик, из которого строится вселенная. Она повсюду. Она внутри нас и вне нас. Она в пространстве и вне пространства. Она во времени и вне времени. Она в любом объекте, явлении, событии и процессе. Она в прошлом и в будущем. Она в микрокосмосе и макрокосмосе. Она вездесуща. Она бесконечна.
Попробуйте получить полную информацию, например о кофейной чашке. Сначала вы узнаете технологию ее изготовления, применяемые инструменты и оборудование, для производства этой чашки. Виды и состав глины, регион, где она производилась и т.д. и т.п. Но и это еще не все. Далее вы должны узнать все о глине как таковой. От нее вы перейдете к составу земной коры, к истории возникновения земли и солнечной системы. К пульсарам и квазарам. К черным дырам и белым гигантам. Но в тоже время, изучая частички глины, вы дойдете до элементарных частиц. Короче говоря, процесс познания будет бесконечен.
Получая полную информацию, что о кофейной чашке, что о слоне, мы все равно, в конечном итоге, придем к одинаковому результату. Однако это совсем не значит, что между слоном и кофейной чашкой нет никакой разницы. Цифру 10 можно разбить на 4 и 6. Можно на 3 и 7. Но ни цифра 4 не равна 3 и 7, ни цифра 6.
Или по-другому: начиная изучать слона с хобота или ног, мы все равно придем к одному и тому же результату (получим полную информацию о слоне). Тем не менее, это совсем не значит, что между ногой слона и его хоботом нет никакой разницы.
Любая информация является частью более общей. Но в то же время, любая информация индивидуальна. Как такое может быть? Все дело в свойствах. Именно свойство определяет различие в частях информации. Именно свойство определяет, количество и качество информации.
А что такое свойство? Свойство – это способность информации выделять из себя некоторую часть и наделять ею носителя информации. Поэтому, когда мы говорим слон, или кофейная чашка, мы имеем ввиду объекты с совершенно определенными свойствами. Носитель информации, это материальный, или нематериальный объект (Русский Домострой допускает существование нематериальных объектов), с некоторым конечным количеством свойств.
При этом свойства носителя информации и свойства его составных частей или элементов, далеко не всегда схожи. Например, пищевая соль. В небольших количествах она безопасна и даже полезна для нашего организма, чего не скажешь о ее составных элементах – натрии и хлоре, которые по отдельности пользы организму точно не принесут.
А что значит «польза» или «вред»? Данные понятия чрезвычайно субъективны. Я бы их даже назвал эмоциональными понятиями. На уровне информационного воздействия правильнее говорить о целесообразности. В случае, когда передаваемая информация от одного носителя к другому разрушает или значительно изменяет свойства последнего, следует говорить о нецелесообразности передаваемой информации. Если наоборот, восстанавливает утрачиваемые свойства, или препятствует их разрушению, то передаваемая информация целесообразна. И, наконец, если передаваемая информация, никак не воздействует на носителя, то данная информация нейтральна.
Собственно, целесообразность или нецелесообразность, такой же субъективный взгляд как польза или вред, только лишен эмоциональной окраски. Какие могут быть эмоции, скажем, на уровне химической реакции, когда из смеси двух веществ получается третье. Вводимый в эту реакцию катализатор передает нецелесообразную (трудно назвать ее вредной) информацию для первых двух веществ, зато эта же информация целесообразна для получаемого третьего вещества.
Каким же образом происходит передача информации? Честно скажу – я не знаю. Вопрос открыт. Впрочем, что бы изучать неизвестный процесс, часто используют метод аналогий. Данный метод далеко не всегда верен, зато нагляден и легок в понимании. А потому применим его и мы. Итак, представим передачу информации в виде волнового излучения.
Исходя из этого, получается, что каждый носитель информации имеет своего рода информационную настройку (вернее комплекс настроек) и способен излучать информацию на, своего рода, информационных частотах. Таким образом, катализатор излучает определенную частоту, которая воздействует лишь на химические процессы с определенной настройкой.
Вы никогда не задавались вопросом, почему, скажем, туберкулезная палочка воздействует на человека, но безопасна для собаки? Или, наоборот, почему собачья чумка ведет к смерти несчастного животного, а для человека безвредна? Ведь и у человека, и у собаки биологически принципиальных отличий нет. И у нас, и у них так же есть сердце, печень, легкие, почки. Так же по нашим венам и артериям течет кровь. Сравнимы и костная и мышечная системы. Почему же так происходит?
А виной всему информационная настройка. Так «настройка» наших легких (у каждого органа есть своя информационная настройка) близка к настройке туберкулезной палочки, и при ослаблении организма снижаются его защитные функции (то есть значительно уменьшается передача нецелесообразной информации от последнего к туберкулезной палочке). В результате снижаются препятствия для информационного обмена между настроенных друг на друга легких и туберкулезной палочки.
Таким образом, информация может воздействовать лишь на настроенных, на нее носителей. Если настройки нет, то такая информация нейтральна. Впрочем, до конца не ясно существует ли по-настоящему нейтральная информация, или стоит говорить лишь о степени (о значительности, или незначительности) ее воздействия на объект.
Не стоит считать, что нецелесообразная информация немедленно приводит к разрушению, или изменению свойств объекта. Такое происходит лишь с элементарными объектами (как в примере с катализатором). Более сложные структуры, имеют способность накапливать информацию.
Таким образом, информация, переходя от одного носителя к другому, свой потенциал снижать не будет. Наоборот, количество приобретаемой информации будет только возрастать, пока не достигнет некой критической «массы», после чего она перейдет на качественно иной уровень. Именно так, например, происходит возникновение новых видов животных и растений, а совсем не путем естественного отбора (впрочем, естественный отбор играет свою роль в виде информационного обмена).
В этом случае следует говорить о насыщении информацией. Насыщение информацией, это некоторое критичное значение, при достижении которого объект не может существовать в прежнем виде (с прежними свойствами). Иными словами количество переходит в качество.
Впрочем, говорить о количестве, по отношении к информации, не совсем уместно. Информация не обладает таким свойством. В данном случае «количество» опять же аналогия. Мы не будем углубляться в эту тему. Остановимся на носителях информации.
Мы уже пришли к выводу, что любой материальный объект является носителем информации. Но все ли носители материальны? С позиций Русского Домостроя – нет. Разве можно назвать материальным процесс. Процесс, это свойство материи, выраженное через определенные законы. Например, притяжение земли и солнца. Притяжение, есть действие закона всемирного тяготения. Так вот, материально ли это самое действие? Материален ли этот закон?
С научной точки зрения, вопрос, мягко говоря, некорректен. Но Русский Домострой допускает наличие информации не только у объектов, но и у явлений, процессов и, даже, законов. Иными словами, все они являются носителями информации.
Или другой пример – материально ли слово? Как набор звуковых колебаний воздуха – материально. Но ведь говоря о слове, мы имеем ввиду совсем не звуковые колебания, а передаваемый им смысл. Материален ли он? Материальна ли душа? Материально ли время? Но ведь все перечисленное обладает информацией и способностью информационного воздействия. Все перечисленное является носителем информации.
http://iar-vi.narod2.ru/