ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5000 ЛЕТ НАЗАД?
Роберт Френсис
Часть 1. Следы механической обработки на посуде
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период«бронзовым веком» и
объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим
использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой
подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических
сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем
Египте уровня математических и астрономических знаний, а также
высочайших образцов архитектуры и искусства...
В
Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы
изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой
пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера
(2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел
осколки подобных изделий и на плато Гиза.
В
отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных
вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы
механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом
вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах
типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно
хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной
стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком
изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки
видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних
египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные
археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие
экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской
цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от
мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа
гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с
гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью
примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в
граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о
высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой
технологии додинастического Египта.
Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».
На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский
музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III
династия, Британский музей).
Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый
ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются.
Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз
изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и –
что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы
до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного
листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг
древнего мастера.
Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта,
«полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом,
наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при
условии ручного изготовления (справа).
Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что
вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким
горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после
покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом
площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у
куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый
каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок
(при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).
Подобные технологические изыски способны привести в изумление
сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже
в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически
невозможно.
В
Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или
больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую
вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким
ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и
загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного
мастерства.
На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч
предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так
называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является
самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех
построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников.
Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных
образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных
изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.
Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с
именами правителей самого раннего периода египетской истории – от
преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму,
трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же
мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего,
эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе
оказался их последующим владельцем.
Так кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие события
происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой
старой из египетских пирамид?
|
|
Часть экспозиции Каирского музея древностей и ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре
|
Часть 2. Следы распиливания и сверления твердых пород камня
|
|
На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с
укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со
следами применения распиливающего инструмента.
|
Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и
параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были
сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального
«рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в
древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью
позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые
при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и
сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько
подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в
радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и
вертикальные параллельные борозды (см. ниже).
Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше),
проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В
большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие,
последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта
«пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков
неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при
распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно
при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в
данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь
проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной
скорости «врезания» лезвия.
Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой
технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы
варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в
диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же
отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».
Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).
|
Щелкните на миниатюре для того, чтобы посмотреть увеличенное изображение
|
Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное
трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без
какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея.
На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых
участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный
«вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения
Петри о методе удаления части гранита путем предварительного
высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.
Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то
становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых
пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На
следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно
методом трубчатого сверления.
В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины,
расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла.
Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в
храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для
крепления дверных петель при навешивании дверей.
На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее –
канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью
трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента.
Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки
трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую
кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан
один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).
Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного
типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить
древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в
граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно
специализированный метод, который не будет развиваться без реальной
необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти
отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами,
видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и
продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум
нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта
применения.
* * *
|
|
|
Центральный вход в Каирский музей древностей, медные инструменты древних египтян и Сфинкс
|
Источник: http://www.goldentime.ru/hrs_machinegypt_2.htm
|