Некогда
на Севере нашей планеты существовала прародина единого человечества,
одного языка, праматерь Культуры. Спасаясь от всемирного катаклизма,
уцелевшие её обитатели расселились по разным местам Земли, образовав
различные народы и языки. В ранних редакциях мифов всех народов об
этой стране говорилось как о стране "Золотого Века человечества", как о
"Райской Земле". Эллины называли эту страну Гиперборей, то есть
"расположенную за северным ветром Бореем.
От
Гипербореи до наших дней мало что могло в принципе сохраниться. В
древности всё строительство было деревянным. Одежда - перьевой и
меховой. Похоронный обряд - сжигание. Как сейчас в Индии. Что сейчас
осталось от Махатмы Ганди, Неру и Индиры Ганди? Так и тогда. Осталась
только память - мифологическая, ландшафтная, материальная: лабиринты,
петроглифы, знаки…
Давайте схематически проследим развитие человечества от Единого Целого до разных стран, рас, народов, и т.д.
Произошел
геофизический катаклизм, известный под емким словом "потоп". Причина
его носила космический характер. Или что-то произошло в Солнечной
системе, или в Галактике… Мифы свидетельствуют, что на небе зажглись
семь солнц. Может быть Солнечная система влетела в какое-то
звездное скопление… Впрочем, существуют десятки объяснений. И все они
достаточно убедительны. Например, Ломоносов считал: сместилась земная
ось, Эйнштейн - что был возможен "кувырок" из-за роста полярных
ледяных "шапок". Возможно, мимо Земли пролетело какое-то горячее тело,
потому что все мифы описывают пожары и кипение моря. Так сибирские
народы описывают потоп. У хантов и у манси, и у нивхов сахалинских, у
нанайцев на Амуре есть похожие мифы о потопе. И все они обязательно
связаны с каким-то огнем. Потом наступило похолодание - глобальное
изменение климата - гибель почти всего живого. Объяснений много, но
факт налицо. Был такой катаклизм.
В
результате ПраГиперборея распалась. Часть ее погрузилась на дно
океана. Остался архипелаг, потом острова. Академик Алексей Федорович
Трешников считает, что еще 10000 лет назад хребты Ломоносова и
Менделеева возвышались над поверхностью Ледовитого океана. И льдов не
было, и море было теплым. Везде находят следы жизни людей - и в
Ленинградской области, и в Якутии, и на Новой Земле… И в генетической
памяти перелетных птиц заложено: раз за разом они возвращаются на родину
предков.
Что произошло с людьми? Единая этнолингвистическая общность распалась.
Что
касается китайцев, индейцев, они ушли раньше. Но тем не менее что-то
общее с остальными потомками гиперборейцев у них осталось - и в языке,
и в культуре. Затем началось расчленение индоевропейской общности. По
мере того, как расходились составляющие ее народы, стали возникать
собственные языки, культура, обычаи. Все это поддается объяснению. Мы
знаем, что в Дагестане два соседних аула не понимают друг друга, хотя
ясно, что они имеют общие корни и общий язык. Настолько все быстро
меняется.
Но,
если взять последствия последнего катаклизма, возникла группа
индийская и иранская. Возник блок, связывающий современные германские,
тюркские и славянские народы. Блок, связанный с будущими эллинами.
Каждый из них ждала своя судьба. Они начали мигрировать с севера на юг.
Причем миграция занимала долгие годы, когда и могла произойти
культурная деградация.
Мы
знаем, что индоиранцы составляли единую общность с едиными богами, а
потом стали непримиримыми врагами, что видно по их мифологии. Потому
что иранские боги - это демоны для индийцев, и наоборот - индийские
боги - деви стали дэвами, страшными, кровожадными оборотнями для
иранцев. Так вот, в III тысячелетии до н.э. индийцы появились в
Индостане, а иранцы - в Иранском нагорье. То есть с Х тысячелетия по
III век они где-то мигрировали. Постепенно. Были перевалочные пункты.
Одним из них, я считаю, стал Аркаим - перевалочный пункт миграции
индоевропейцев с севера на юг. Там они закрепились на тысячу лет. Потом
с востока пришли в движение тюрки, сожгли город, уничтожили.
Возьмем
Средиземноморье. Египтяне появились там 3,5 тысячи лет до новой эры. А
пришли они туда с полярным календарем. С таким же полярным календарем
пришли 2500 тысячи лет до н. э. на Средиземное море этруски (у
египтян было пять "темных дня" в году, у этрусков - целых два месяца).
Затем там появились эллины - 2000 лет до н.э. - тоже с полярным
календарем в 350 солнечных дней (по этим цифрам, кстати, нетрудно
рассчитать, где обитали прапредки этих народов, когда создавался их
полярный календарь). Причем, пришли деградированными полностью.
Вспомните богатство Одиссея: козы да посуда. Да поэзия и философия,
заимствованная на Востоке. О чем, кстати, не любят говорить.
Поэтому "гиперборейское" III тысячелетие до нашей эры мы можем
считать началом истории в осознанном ее понимании. И эта история
непосредственным образом связана с Севером".
Один
из крупнейших представителей сравнительного языкознания и
сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823 - 1900) не без оснований
полагал, что в период, предшествовавший образованию современных
этносов, каждое слово в первоначальном арийском языке было мифом,
каждое имя - образом, каждое существительное - определенным лицом и
каждый предлог - маленькой драмой. По этой причине многие языческие
Боги - индийские, иранские, греческие, германские, славянские и прочие -
не что иное, как результат персонификации поэтических обозначений
(имен), неожиданных даже для тех, кто их придумал. Интересно взглянуть
под данным углом зрения на скупые сведения древних историков, связанные
с преданиями о Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и
других древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о
гиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонные наименования.
Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто живет за Бореем
(Северным ветром)", или просто - "те, кто живет на Севере". В
древнерусской географии также было принято разделение мира по ветрам, и
территория современной России обозначалась соответственно по
направлению северного ветра. "Благословил есть праотец наш Ной, -
сказано в "Мазуринском летописце", - прадеда нашего Иафета частию земли
западного всего и северного и полунощного ветров".
О
гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни подвергали сомнению
само существование гиперборейцев ввиду отсутствия достоверных фактов.
Так, отец истории Геродот, хотя и четко помещает их на крайнем Севере
на берегах "последнего моря", опасается домысливать что-либо к
известным ему фактам, связанным с регулярным принесением даров в храм
Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой
гигант античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном
древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и
генетически связанном с эллинами, а также с культурой и религией всего
античного мира - через культ Аполлона.
Плиний
Старший - один из самых беспристрастных ученых - старался излагать
только бесспорные факты, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Вот
что дословно сообщал он в "Естественной истории" (IV, 26): "За
этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона [Северный ветер -
синоним Борея. - В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить),
который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и
крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода,
и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали
бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там
восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят
только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным
климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей
являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем
обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там
только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений
старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый
счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого
народа" [подчеркнуто мной. - В.Д.]
Даже
из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно
составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое
главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по
нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о
приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались
Подсолнечным царством. Другое важное обстоятельство: климат на Севере
Евразии во времена расцвета Гипербореи был совсем другим. Новейшие
комплексные исследования, проведенные на севере Шотландии по
международной программе, показали, что 4 тысячи лет назад (это - стык
III и II тысячелетий до новой эры) климат на данной широте был сравним с
нынешним климатом Средиземноморья. Еще ранее российскими
океанографами и палеонтологами было установлено, что в XXX - XVI
тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный
Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на
континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам
пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время
Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана
существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и
фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных
территориях Северной Америки.
Косвенным
свидетельством в пользу существования в северных широтах древней
высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся повсюду мощные
каменные сооружения и другие мегалитические памятники. При зарождении
археологии как науки им придавалось исключительно важное значение в
понимании далекого прошлого человечества. Так, в северной Шотландии, на
Шетландских и Оркнейских островах хорошо известны развалины могучих
доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до римских и тем
более норманских завоеваний. Функционально этибашни больше всего
напоминают такие же каменные сооружения на Северном Кавказе. А то, что
расположены они на самой северной оконечности Британских островов и
сориентированы на отражение возможной атаки с Севера, невольно наводит
на мысль на их сопряженность с Прародиной цивилизации - Гипербореей.
Остатки подобных сооружений обнаружены и на Кольском полуострове.
Несомненно
также, что в те далекие времена эллины были близки гиперборейцам и по
обычаям и по языку - об этом прямо пишет Диодор Сицилийский (П, 47).
Судя по всему, два родственных народа жили когда-то вместе в северных
широтах. Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет
ниже)заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и I тысячелетий
до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но примерно на
тысячелетие раньше) завоевателей - создателей эгейской и минойской
культуры, строителей величественных каменных сооружений и лабиринтов.
Трудно, разумеется, если придерживаться научного подхода, и далее
детализировать сведения по той стране, которая уже во времена Геродота
была объектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найти
некоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта Герхарда
Меркатора (1512 - 1594) - одного из самых известных картографов всех
времен, опиравшегося на какие-то древние знания, на которой Гиперборея
изображена как огромный арктический материк, окружающий Северный
полюс и с высокой горой (Меру?) посередине. С другой стороны, древние
авторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии", пишут
об окраинной северной территории, полярной оконечности Земли,
именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает то место, где по
расчетам должны быть Гиперборея или Арктида (точнее Туле - одна из
оконечностей Арктиды).
У
Страбона, который опирался на недошедшие до нас тексты
предшественников, нет каких-либо подробностей относительно Туле, кроме
того, что он (остров) расположен в шести днях плавания на север от
Британии и что море там и вся окружающая среда студнеобразные,
напоминают тело одной из разновидностей медуз, по-древнегречески
называемой "морское легкое". Если точно следовать тексту Страбона, то в
использованном им, но впоследствии утраченном описании плавания Пифея
(он, собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце не
садится за горизонт по нескольку месяцев и столько же продолжается
зимняя ночь), приводимые подробности поддаются лишь гипотетической
расшифровке. В окрестностях Туле "нет более воздуха, а некое вещество,
сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое; в нем,
говорит Пифей, висят земля, море и все элементы, и это вещество
является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни
проплыть на корабле". По эзотерическому преданию, столицей легендарной
страны Туле был Город Солнца - Гелиополь. Именно с тех пор священное
название, превращенное в своего рода символ, начало свое победное
шествие по всему миру. Сам топоним греческого происхождения, но он
калькирует исконно-автохтонные названия. Одна из религиозных столиц
Древнего Египта известна под названием Гелиополя. Развалины таких же
"гелиополев" - городов-святилищ Солнца разбросаны по всему
американскому континенту - от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу.
Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной и счастливой жизни
перекочевал в тайные учения и утопические доктрины - наиболее
известной из них явилась знаменитая книга Томмазо Кампанеллы.
Если
других фактов не сохранилось, а материальные памятники либо не
распознаны, либо скрыты под арктическим льдом, - остается прибегнуть к
испытанному средству - реконструкции смысла. Ибо язык как хранитель
мысли и знаний исчезнувших поколений такой же надежный памятник, как
каменные мегалиты - дольмены, менгиры и кромлехи. Нужно только
научиться читать скрытый в них смысл. Калькой древнего арктического
материка Туле (Тула) является название старинного русского города Тула.
Конечно, вряд ли русский город Тула имеет прямое отношение (по
принадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако налицо, если так
можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенное свидетельство:
народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно, пришел или был вынужден
бежать из легендарной страны, народ, в чьем языке слово "тула"
означало нечто скрытое и заветное - он-то и дал наименование тому
месту, где впоследствии возник современный город Тула (дословно -
"потаенное место").
Именно
такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля, понятие "тула".
Это - "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" -
укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с
этим корнем: "туло, туловище" - тело без головы, рук и ног; "туло" -
колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка").
Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова:
"тыл" - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание,
дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "до
тла"); "тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д.
Как
видим, имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание.
Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение:
города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча - в Румынии, Тульчин - на
Украине, Тулымский камень (хребет) - на Северном Урале, река в
Мурманской области - Тулома, озеро в Карелии - Тулос. И так далее -
вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии - тулу. На
американском континенте также известен город Тула - древняя столица
доколумбова государства тольтеков (на территории современной Мексики),
просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение о лексической и
смысловой сопряженности этнонима тольтеков и названия их главного города
с легендарной приполярной территории Туле было высказано еще Рене
Геноном в его знаменитом эссе "Атлантида и Гиперборея". Тольтекская Тула
с ее реставрированными памятниками (включая знаменитую пирамиду
Кецалькоатля) - один из известнейших архитектурно-археологических
комплексов Нового Света. Однако в данном случае нас интересует
этимология тольтекского названия города: восходит ли оно к
запредельно-древним временам, когда прапредки индейских племен
вычленились из общей этнолингвистической массы и начали свое
миграционное шествие по американскому континенту, покинув общую
прародину всех народов мира (предположительно не ранее 40 тысяч лет до
н.э.); принадлежит ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного из
погибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или
Арктиды; 3) является ли автохтонным - с учетом того, что сама культура
тольтеков была кратковременной (в пределах трех столетий) и
сравнительно поздней.
Но
если даже остановиться на последнем возможном объяснении, - нельзя
отрицать, что сами тольтеки возникли не на пустом месте и не вдруг - у
них были предки и прапредки, в словарном запасе которых непременно
были слова с корневой основой "тул[а]", лежащей, кстати, в фундаменте
самого этнонима "тольтеки". Кроме того, на месте разрушенной столицы
государства тольтеков ранее существовал легендарный город индейцев науа
- Толлан (или Тольян), чье название созвучно лексеме "тул". И эту
цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков, опять-таки можно проследить
до 40-го тысячелетия до н.э., то есть до начала распада единой
этнолингвистической общности всех народов и языков мира.
Несмотря
на скудные сведения историков, античный мир располагал обширными
представлениями и немаловажными подробностями о жизни и нравах
гиперборейцев. Солнцебог Аполлон Гиперборейский - покровитель муз -
вдохновил многих поэтов и писателей, дабы воспели они своих северных
прапредков. И все потому, что корни давних и тесных связей с
гиперборейцами уходят в древнейшую общность праиндоевропейской
цивилизации, естественным образом связанную и с Полярным кругом, и с
"краем земли" - северной береговой линией Евразии и древней материковой и
островной культурой.
Именно
здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких
скифов" - по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей,
который, вопреки запрету, подарил людям огонь, открыл тайну движения
звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию
под парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным коршуном
Прометей, покуда его не освободил Геракл, - не всегда был столь
безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда сюда, на край
Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности - Персей,
чтобы сразиться с Горгоной Медусой, завладеть ее несущей смерть
головой. За то и был он прозван "Гиперборейским", о чем в подробностях
поведал Пиндар - величайший эпический поэт Эллады:
Но ни вплавь, ни впешь Никто не вымерил дивного пути К сходу гипербореев - Лишь Персей, Водитель народа, Переступил порог их пиров, Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы, Там длящимся весельям и хвалебным словам Радуется Аполлон, И смеется на ослиную встающую спесь. Не чуждается их нрава и Муза: Хоры дев, звуки лир, свисты флейт Мчатся повсюду, Золотыми лаврами сплетены их волосы, И благодушен их пир. Ни болезни, ни губящая старость Не вмешиваются в святой их род. Без мук, без битв Живут они, избежавшие Давящей правды Немезиды. Смелостью дыша, Это в их счастливые сборища Шагнул, предводимый Афиною, Сын Данаи. Он убил Горгону, Он принес островитянам Ту голову, пеструю змеиною гривой, Каменную смерть. И дивному вера есть, коль вершитель - Бог.
|
Не
иначе - картина "золотого века": равные олимпийским Богам
гиперборейцы не знают ни нужды, ни войн, ни внутренней вражды, ни
болезней, ни смерти. Гиперборея - воистину родина Богов, героев и всего
человечества. О том же свидетельствует и вышеприведенный отрывок из
Плиния Старшего. Вопрос о подвигах и приключениях Персея интересен не
только своей географической привязанностью к гиперборейцам, но и
заглубленностью в те пласты древнего мировоззрения, когда действовала
совершенно иная по сравнению с классической система мифологических
ориентиров. Персей отправился на "край земли", в царство гиперборейцев
как на прародину и самих эллинов, и Олимпийских Богов. Там, на Крайнем
Севере, обитали потомки титанов первого поколения Богов, названных в
37-м Орфическом гимне "истоком и началом всего, что смерти подвластно",
но побежденных все же Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо, и
произошла Титаномахия - битва Богов и Титанов - ближайших потомков
одной и той же матери Земли-Геи и одного и того же отца Неба-Урана. В
действительности же Титаномахия отразила в мифологической форме распад
праэтноса и столкновение двух тотемных структур - старой и новой,
одна из которых, возможно, потерпев, поражение, вынуждена была
мигрировать на Юг, оставив, однако, потомкам выгодную для себя версию
происходивших событий.
Не
вдаваясь в перипетии древней войны (ее точные подробности все равно
не известны), отметим, что титаны и их окружение были изничтожены
дважды: первый раз - физически, второй раз - морально. На них была
наложена Каинова печать сатанинского племени, им были приписаны все
мыслимые и немыслимые грехи. Так, впрочем, было всегда, когда одна
религия приходила на смену другой: прежние кумиры в прямом смысле
уничтожались, на былые верования накладывалось табу, а все, что с ними
было связано, извращалось и изгаживалось. Именно так произошло при
распаде индоиранской общности. Первоначально у древних индийцев и
иранцев были общие Боги. После разделения религий и культур одни и те
же Боги стали восприниматься с противоположными знаками народами,
перешедшими во враждебные отношения друг к другу. В индоиранской
мифологии существовало разделение мира демонов и Богов на дэвов и
асуров. Но если в индийской традиции деви - синоним Божества, то в
иранской интерпретации (а в дальнейшем и у других народов, оказавшихся в
орбите персидской культуры) дэвы - злобные, кровожадные оборотни,
главные враги рода людского. Примерно тот же смысл вкладывают индийцы в
понятие асуров; зато у древних иранцев ахуры - божественные существа,
боровшиеся за упорядочение мира и общества против сил хаоса, зла и
тьмы, а Ахурамазда - верховное Божество зороастрийского пантеона. По
такой же примерно схеме развивались события при cтановлении
олимпийской мифологии. Среди эллинов были распространены три концепции
сотворения мира: 1) пеласгийская 2) орфическая, обе развивавшие
общеиндоарийские представления о космическом яйце как первоколыбели
Богов и людей, и 3) олимпийская, превратившаяся в официозную религию и
идеологию после вторжения эллинов на Балканы.
По
олимпийской традиции первоначально существовало четыре поколения
Божеств. Второе и третье поочередно свергали своих предшественников.
Согласно Гесиоду, прародителями всего живого считались Гея-Земля и
Уран-Небо. От их брака народились чудовища - сторукие великаны
гекатонхейры, одноглазые циклопы, а также титаны и титаниды. Титаны во
главе с Кроном (Хроносом) восстали против отца Урана, свергли его
после оскопления и стали править миром. Но не вечно. От брака Крона -
владыки мира - с сестрой-титанидой Реей родилось пятеро детей. Дабы не
допустить своего свержения, отец тотчас же их проглатывал, пока
очередь не дошла до последнего - Зевса. Мать-Рея подменила ребенка
камнем, а сына надежно спрятала и вырастила. Возмужав, Зевс освободил
из утробы отца своих братьев и сестер и вместе с ними объявил
десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталась Зевсу, титаны во
главе с Кроном были низвергнуты, а миром стал править Зевс и его
соратники: братья Посейдон и Плутон, сестра Деметра и супруга Гера. В
дальнейшем в число Олимпийских Богов были включены дети Зевса от
разных жен: Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Дионис,
Афродита. Относительно происхожденя последней имеется иная, более
древняя версия: Афродита - не дочь, а, скорее, тетка Зевса. Она
появилась на свет еще до рождения будущего владыки Олимпа: плоть
оскопленного Урана упала в море, образовав пену, из нее-то и возникла
Пенорожденная Богиня.
Спрашивается:
какое отношение все это имеет к русскому мировоззрению? А вот какое:
подавляющее большинство упомянутых событий, описанных в классической
Теогонии, происходило не на Балканах - территории древней и современной
Греции, а в местах расселения той части индоевропейской этнической
общности, которая впоследствии непосредственно разделилась на
прапредков эллинов и прапредков славян. Находился этот этнический котел
народов в северных широтах Евразии, то есть главным образом на
территориях современной России, именуемых в древности Гипербореей.
Греки и русские - народы, близкие по генетическим корням и духовному
мироощущению; неспроста впоследствии они вновь духовно объединились в
православии.
Вообще
же вопрос о титанах достаточно запутан и относится к числу "темных".
Расхождения по поводу их генезиса существовали уже между Гомером и
Гесиодом. По Гесиоду, как уже отмечалось, отец двенадцати титанов и
титанид - это Уран-Небо, а мать - Гея-Земля. В дальнейшем титанами
именовались и дети первого поколения, например, Прометей - сын Япета
(Иапета) и Климены. У Гомера титаны - дети не Урана и Геи, а Океана и
Тефиды - родоначальников всего живущего. (Между прочим, то, что
наименование "титаны" образовано от имени матери - Тефиды (Титии),
свидетельствует о матриархальности отношений, доминировавших во времена
их владычества. Напротив, с воцарением Олимпийцев утвердились
отношения патриархальные.) Аполлодор в "Мифологической библиотеке"
придерживается версии Гесиода. Впоследствии их точка зрения и была
канонизирована, хотя уже многие античные авторы - и в их числе
знаменитый философ Гераклит Эфесский - выражали глубокие сомнения в
компетенции Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принято
выражаться, независимые источники.
Сохранились
свидетельства так называемых Сивиллиных книг, некогда обширных
мифологических источников древнейшего происхождения. Первоначально
Кумская Сивилла принесла последнему царю Древнего Рима Тарквинию
Гордому девять священных книг, и уже тогда шесть из них были
сожжены.Оставшиеся не раз переписывались, сокращались, пока их
окончательно не уничтожили варвары после захвата Рима. Тем не менее
некоторые отрывки уцелели, среди них - касающиеся происхождения титанов.
Иногда утверждают: перед нами не подлинник, а позднейший пересказ. Ну
и что! Ничуть не меркнет заслуга нередко безымянных авторов, сумевших
донести до нас голос подлинника, в том или ином виде бывшего у
кого-то перед глазами. Ценность первоначальных свидетельств не
снижается, оттого что они передаются от поколения к поколению.
В
III Сивиллиной книге излагается версия, отличная от общепринятой:
титаны вовсе не были Первобогами, а представляли десятое поколение,
жившее после потопа (какого по счету потопа - не говорится). Самое
интересное, что Титан в Сивиллиной книге - имя собственное: "И
владычествовали тогда Крон, Титан и Япет, названные превосходнейшими
детьми Геи (Земли) и Урана (Неба), по причине того, что они были лучшими
земными людьми.Вся земля была разделена между ними на три части и
каждый владычествовал в своей части бесспорно, ибо отец наложил на них
клятву, а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришел конец и
он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом, и сыновья
заспорили о царском достоинстве и владычестве над всеми людьми. Воевали
же (преимущественно) Крон и Титан".Далее подробно рассказывается о
перипетиях этой борьбы.
Поражает
обыденность и приземленность данной версии: титаны и будущие
Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс, кстати, прозывается Дисом
и признается таким же смертным, как все люди, Боги и полубоги).
Любопытна интерпретация и самого образа Титана: первоначально это
брат-соперник Крона и Япета (в Сивиллиной книге - вопреки Гесиоду и
Аполлодору - они не называются титанами; зато таковыми именуются 60
сыновей первородителя).
Имеются
веские основания предполагать, что Титан - вообще не имя, а прозвище.
Исходя из значения древнегреческого слова и близких ему по смыслу
слов, "титан" означает: "простирающий руку", "стремящийся",
"мыслитель", "властелин", "питатель" ("властелин" уместно признать
основным смыслом). Точно так же Прометей - сын Япета (Ипета) - не имя
собственное, а прозвище: "провидец", "промыслитель", "прозорливец",
"ведун" (от слов: "ведать, "проведать"), то есть из одного ряда с
русскими словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м. род). Крон также в
известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и Хронос тождественны, а
Хронос означает Время. Косвенно это подтверждает и один из
фундаментальных памятников мировой историографии - "История Армении" (V
в. н.э.). Ее автор - выдающийся сын армянского народа Мовсес Хоренаци
также опирался на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию, где
вместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван
(Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван - Время, являющееся
первоначальной мировой субстанцией; отсюда - зерванизм (зрванизм) -
самобытная философская концепция, оказавшая непосредственное влияние на
зороастризм, маздеизм, иудаизм, гностицизм, каббалистику, а в
манихействе Зрван и вовсе является Верховным Богом.
Вообще
же имя древнегреческого Первобога-титана Крона родственно таким
русским словам, как "крона" (дерева) или "корона" (от лат. corona -
венок). Поэтому изначальный смысл самого имени Крон можно
реконструировать как: "верховник", "венценосец". Одновременно в русском
языке прижился и вторичный смысл имени Крона - Хронос-Время. Имя
Крона, олицетворяющее им онтологическое и историософское значение
времени, сохранилось и в современном слове "хроника". Древнее
русифицированное его звучание - "кроника", где корневая основа "крон"
наличествует в первозданном виде. Термин "кроника" в различных ее
вокализациях был достаточно широко распространен в старинной книжной
литературе, где выступал синонимом слова "летопись", обозначая
исторические своды - в особенности иноязычные и переводные. Из общего
корневого гнезда проистекают и другие исконно русские слова: глагол
"кроить" и существительное "край", восходящее к тому же к авестийскому
karаna - "край", "сторона" (см.: Словарь М.Фасмера).
Несмотря
на олимпийский переворот, Крон продолжал почитаться практически во
всех странах древнего мира - от Египта до территорий, заселенных
славянами, ибо, по мнению древних - свидетельствует Плутарх, - "все
произошло от Крона и Афродиты", то есть - от всепоглощающего времени и
всепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода и зимы -
еще одно указание на полярную прародину. Некоторые авторы прямо
называют Крона гиперборейским Божеством, владыкой Полюса и полярных
стран. Неспроста ведь в отдельных античных источниках современная
акватория Ледовитого океана именовалась Кронидским морем. Латинским
эквивалентом Бога Крона был Сатурн.
Именно
под этим именем он упоминается как Божество славян в книге арабского
путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до введения христианства на
Руси, он посетил нынешние российские территории, путешествуя по
Хазарии и Волжской Булгарии. В одном из славянских Храмов на Черной
горе, рассказывает Аль-Массуди в книге "Золотые луга", стоял идол,
представлявший Сатурна в образе старца с палкою в руках, ею он
разгребал могильные кости смертных; под правою ногой были изображены
разного рода муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы.
Ясно,
что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти имело свое
собственное имя - в прошлом веке его пытались реконструировать
известные европейские мифологи. Со ссылкой на чешские хроники считали,
что имя его Ситоврат, созвучное Сатурну и означающее Солнцеворот (или,
возможно также, Врата Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские
словари считали,Крона, а также названию одной из разновидностей сокола
- "кречета". Подобной точки зрения придерживался Якоб Гримм,
проделавший скрупулезный лингвистический анализ данного теонима. В
конечном счете родственными имени Крът(Крон) признаются слова с корнем
"крес" - ("огонь") и "крад-крак", включая название древнего польского
города Краков.
От
себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит - название
средиземноморского острова, очага эгейской цивилизации. Для имени Зевс
- низвергателя Крона и других титанов - тоже нетрудно подыскать
аналоги в русском языке. Это слово "зев", и "зов", и сопряженные с
ними единоосновные глаголы "зиять", "звать", "зевать". Последний, по
Далю, помимо общераспространенного смысла, означал также: "кричать",
"орать", "реветь". "Зев - рев" - вот, вероятнее всего, та смысловая
"вилка", которая нашла свое отражение в имени Олимпийского
Громовержца.
А
какие сведения можно почерпнуть в древнерусских источниках?
Крупнейший русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров (1817
- 1885) в монографии "Севернорусские народоправства во времена
удельно-вечевого уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается
на хронографы XVI и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся
легенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках Яфета
(Япета) Скифе и Зар-дане, переселившихся на юг в Причерноморье; в свою
очередь их потомки - Словен и Рус вернулись в места прежнего
проживания своих предков на Севере. Имя Зар-дан в русских источниках
нигде более не зафиксировано. Оно может быть интерпретировано двояким
образом: во-первых, с учетом чередования согласных звуков и по
аналогии с понятием Зрван, означающим Время и прямиком выходящим на
его греческий эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как собственно
русское имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря") и
"дан" (ср.: "данный") - в таком случае Зардан сродни имени Богдан.
Думается, однако, что различие между обоими подходами условно, если
обратиться к теории единого происхождения языков мира; впрочем, общая
основа наверняка отыщется уже в общеиндоевропейских корнях.
Сходным
образом понятие и слово "титан" образуют общее лексико-смысловое
гнездо с исконно русскими словами: "тита" (женская грудь - "титька"),
"тетя", "тятя" ("тата - отец", откуда и слово "отечество") - все они
предполагают некоторую близкородственную основу. По поводу Крона в
русских летописях есть еще одно любопытное свидетельство, почерпнутое
из византийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В русском
Хронографе редакции 1512 года упоминается один из прародителей
человечества - исполин Крон, названный так "по имени великой звезды"
(то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает Крона дедом
великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник, славный перьскый
звездозаконник".
Остается
разобраться с этимологией имени Япет (Иапет) - Яфет (последнее в
древности писалось - Афет, в современных изданиях - Иафет). С ним
сопрягается имя Ипат - мистически-роковой символ русской истории: с
Ипатьевского монастыря началась история династии Романовых, а в
Ипатьевском доме в Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя
для Ипата - Ипатий, он же - Евпатий, древнерусское написание -
Еупатий (так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанском
княжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает
"благородный" (такое прозвище было у знаменитого властителя
Боспорского царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из
греческой первоосновы, также переводят обычно: "знатный", "важный".
Однако
нахождение иноязычного эквивалента - лишь первый шаг на пути
отыскания истины: корни и греческого, и славяно-русского слов
наверняка уходят в более глубокие лексические и смысловые пласты, тем
более когда речь идет о легендарном прародителе индоевропейских и
прочих народов. Не лишено вероятности, что имя Иапет - обычное
прозвище, связанное с древнегреческим глаголом iapto, значение
которого многопланово: "кидать", "бросать", "низвергать",
"произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться",
"плясать". Соответственно и Иапет может считаться и Низвергателем, и
Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди неавтохтонных пришлых народов,
известных античным авторам, были иаподы, жившие на стыке Балканского и
Апеннинского полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном
счете в Италии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига,
сына легендарного мастера Дедала и неизвестной критянки. Что заставило
критян спешно покинуть остров - колыбель доэллинской цивилизации, -
об этом история умалчивает. Известно однако, что сам Дедал был связан с
Севером (Арктом), о чем еще будет сказано ниже.
Просматриваются
параллели и с русским языком, хотя и носят они гипотетический
характер. Так, хорошо известное русское слово "ябедник" в прошлом
означало "служитель" и писалось, начиная с "Русской правды" Ярослава
Мудрого, "ябет[ь]ник", уходя своими корнями, по мнению большинства
специалистов, в скандинавские языки. Впоследствии, но не ранее XVI
века, из существительного "ябедник" образовался глагол "ябедничать" со
смыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник" превратился в
"ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласных звуков "б" и
"п" можно допустить форму "япетник", где лексическая основа "япет"
обнаруживается очень четко. Кроме того, в русле индоевропейской
фонетической трансформации известно превращение "б" в "пф" (или
наоборот). Русское "яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с
немецким Apfel, где "б"="пф". Отсюда понятно, почему в вокализации
имени Япета возможен вариант со звуком "ф" вместо "п". Конечно,
созвучность имени-символа Япет-Яфет и древнерусского слова "ябеть[ник]"
может оказаться случайной, но во всякой Истории - в том числе и в
истории языка - ничего случайного, по большому счету, не бывает.
Таким
образом, многие Олимпийские Боги, эллинские герои и связанные с ними
сюжеты окрашены в "русские тона". Данный на первый взгляд
парадоксальный тезис нужно понимать не в том плане, что эллины
произошли от русских (или наоборот), а в том смысле, что предыстория
тех и других имеет общие корни и даже ствол: некогда существовал
нерасчлененный Пранарод с общим языком и культами, но в дальнейшем
праэтнос расщепился, места расселения изменились, языки обособились.
Однако следы былой общности не стерлись. Это - бесспорный факт, и в
дальнейшем изложении он неоднократно будет подкрепляться все новыми и
новыми аргументами. Еще в прошлом веке вывод о близкородственности
древнегреческой и русской народных культур настойчиво пропагандировал
выдающийся славист и фольклорист Петр Алексеевич Бессонов (1827 -
1898), а также уже упомянутый А.Д.Чертков. Кроме того, был издан
сравнительный словарь А.О.Готтеса "Основание всеобщей словесности и
происхождение русского языка" (СПб., 1844), получивший неоднозначную
оценку в научных кругах, но наглядно демонстрировавший сотни параллелей
между русским и древнегреческим языками. Ныне к идее совпадения
древних и коренных индоевропейских культур с русским мировоззрением и
традициями обратились многие современные исследователи. Наибольший
интерес в данном плане представляют публикации Ю.Д.Петухова (см.,
напр.: Дорогами Богов. М., 1990; Русские Боги Олимпа // Голос
Вселенной. 1996. No5) и В.И.Щербакова (см.: Асгард - город Богов. М.,
1991; Века Трояновы. М.,1995).
В
последнее время принято более внимательно относиться к Библии как к
историческому документу. Безусловно, Книга Книг таковым и является.
Здесь аккумулировано древнее знание многих народов. И в особенности это
касается предыстории. Позволю и я в качестве отправного пункта для
объяснения некоторых таинственных явлений доисторического прошлого
взять две загадочные библейские фразы из 6-й главы "Бытия". Здесь
рассказывается о временах, предшествовавших всемирному потопу, о грехах
людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон Деникен расценивает их
как посланцев иных миров) стали брать в жены дочерей человеческих, и
те начали рожать от них детей. Но не к этому сюжету, казалось бы,
имеющему непосредственное отношение к палеоконтактам, хотелось бы
привлечь внимание. В 6-й главе "Бытия" есть небольшое вставное
отступление, которое не имеет никакого отношения ни к предыдущему, ни к
последующему изложению. Всего две фразы: "В то время были на земле
исполины <...> Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4).
Обычно
слова эти воспринимаются как дань уважения фольклору и сказкам о
великанах. Но, во-первых, в фольклоре также отображена реальная
история, особенно - древняя. Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам
библейский текст как на историческое свидетельство. Тем более перед
нами далеко не единичное свидетельство. Напротив, свидетельств масса -
как и заслуживающих внимания фактов. Сошлемся только на два. В России
почти не знают вавилонского историка Бероса (ок. 350 - 280 до н.э.).
Труды его (точнее - дошедшие из них фрагменты) никогда на русский язык
не переводились и вообще считаются чуть ли не апокрифическими. Между
тем они - один из важнейших источников по древней истории. Сам Берос
был жрецом-астрологом, но после взятия Вавилона Александром Македонским
и наступления "смутного времени" бежал в Элладу, выучил греческий
язык, затем возвратился на родину и написал по-гречески для царя
Антиоха I историю Вавилонии, включая доисторические времена, опираясь
при этом на древние, погибшие уже тогда источники. Так вот Берос,
описывая допотопную историю Земли, делит населявших ее разумных существ
на три категории: гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в
море, которые обучили людей искусствам и ремеслам.
Сначала
исполины были добрые и славные, говоря словами Библии. Но постепенно
деградировали и стали угнетать людей. "Питаясь человеческим мясом, -
пишет Берос, - они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления
кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами,
дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие
беззакония". Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец
решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все,
кроме праведника Ноа [библейский Ной] и его семейства. От него и
пошел по новой род людской.
Берос
описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Но не знал, что
творилось на Севере, на Дальнем Востоке и уж тем более - в Америке. А
там происходило примерно то же самое. Помимо людей, существовали еще и
человекообразные существа исполинского роста. Сначала они были
нормальными "людьми", однако постепенно деградировали, превратившись в
злобных и кровожадных людоедов. Вот об одном таком обитавшем на
территории России уже в историческое время и сохранилось документальное
свидетельство. Принадлежит оно Ахмеду ибн-Фалдану, который в 921 -
922 гг. вместе с посольством багдадского халифа посетил царя волжских
булгар, проехав перед тем и по русским владениям. Книга, которую
написал ибн-Фалдан, - бесценный источник по истории дохристианской
Руси, но интересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо
замалчивается.А рассказывается в нем ни больше ни меньше как о последнем
исполине, проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведал
арабский путешественник.
Еще
находясь в Багдаде, он слышал от одного пленного тюрка, что при
ставке владыки Булгарского царства содержится в неволе один исполин -
"человек чрезвычайно огромного телосложения". Когда посольство прибыло
на Волгу, ибн-Фалдан попросил царя показать гиганта. К сожалению, его
не так давно умертвили из-за буйного и злобного характера. Как
рассказывали очевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети
падали в обморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший
великан был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считают
современные историки, это - летописная весь, жившая где-то в районе
Печоры. - В.Д.), и доставлен в столицу Волжской Булгарии. Его держали
за городом, прикованным цепью к огромному дереву. Здесь же и удавили.
Ибн-Фалдану показали останки: "И я увидел, что голова его подобна
большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым
веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые
кости. Я изумился этому и удалился". Перед нами важное документальное
свидетельство, беспристрастно подтверждающее то, что хорошо известно из
фольклора и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям.
Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями. И все же он
поддается смысловой реконструкции. Причем для обоснования его
северного происхождения одного лишь культурологического материала
недостаточно. Необходимы также антропологические, геологические,
климатологические и даже космологические факты.
Гиперборейцы - потомки титанов, свидетели и участники Титаномахии. На это прямо указывают античные авторы: "Гиперборейцы были титанического происхождения ... Они взросли из крови бывших прежде титанов".
Вспомним, море вблизи Гипербореи именовалось Кронидским, по имени
главы "партии" титанов Крона - отца Зевса. Да и сам Крон, если
отвлечься от поздней проолимпийской версии о низвержении в Тартар,
продолжал властвовать на Островах Блаженных, мало чем отличавшихся от
рая земного и расположенных опять-таки на широте Гипербореи. Жизнь на
Островах Блаженных, как она представлялась и описывалась античными
авторами, почти полностью совпадает с описаниями жизни гиперборейцев.
Доктор философских наук В.Н. Дёмин