Древнейшая история человечества в мифах и легендах (окончание).
Представления инков о мироустройстве.
Демиург Виракоча создал Вселенную (пача), используя воду, землю и
огонь, затем из камня сотворил человека, а также солнце, луну и звёзды.
Для продолжения работы он разделился на 3 части (2 его ипостаси --
Токапу Виракоча и Имаймана Виракоча). Этот творец разрушил всё созданное
им ранее, уничтожив первое порочное человечество огненным дождем, и
создал род людской заново. Он основал Куско и заложил основы инкской
цивилизации. После этого он пересек Тауантинсуйу и дошел до Эквадора,
исчез на западе в водах Тихого океана.
У инков существовало представление о цикличности истории
человечества, которое было связано с мифами о «4 поколениях». Первыми
были «древние люди -- виракочи». Они носили одежду из листьев, жили в
пещерах и знали единого бога -- Виракочу. Эти люди очистили землю от
змей, хищников, карликов, дикарей и начали её возделывать.
Следующее поколение -- «древние люди» -- обрабатывали поля, в
т. ч. террасы, проводили каналы, строили дома, носили одежду из шкур,
поклонялись единому богу -- Грому-Молнии в 3 лицах (отец, старший сын и
младший сын).
Третьим поколением были «дикие люди», их количество
увеличивалось, как морской песок. Они умели ткать, жили в каменных домах
с соломенными крышами; общественной жизнью управляли вожди, «дикие
люди» строили дороги, добывали золото, серебро, медь, свинец, олово. У
них были развиты ремесла, имелось постоянное войско, т. к. случались
войны из-за пастбищ, полей, вод. Поклонялись они Пачакамаку. Это
поколение было уничтожено потопом.
Последнее поколение -- «воины» -- оставило земли предков и
расселилось в труднодоступных местах на вершинах гор, построив там
крепости. Это были отважные воины и охотники. Умерших хоронили в склепах
с едой и одеждой. Вожди имели несколько жен, были окружены почитанием.
Своего бога они называли «Творец людей».
По представлениям инков, существует 3 уровня Вселенной:
верхний (ханан пача), под которым в среднем (кай пача) живут люди,
животные и есть растения, и нижний (уку пача), где находятся умершие и
те, кто должны родиться. В верхнем мире находятся Солнце -- Инти и его
сестра--супруга Луна -- Килья, а также созвездия. Некоторые из них в
инкской космографии объединялись по принципу сходства с очертаниями
животных, от которых они произошли, например созвездие Чоке-чинчай, по
форме напоминающее ягуара. Средний и нижний миры сообщаются через
пещеры, родники, шахты и озера. Связь между средним миром и небом
устанавливается при посредстве Инки, который в данном случае выступает в
ипостаси сына Солнца. В нижнем мире некогда возникли 2 большие змеи -
Яку Мама и Сача Мама. Первая выползла на землю и превратилась в большую
реку. Когда же она поднялась в высший мир, то превратилась в радугу
Коичи -- оплодотворяющее божество, которое дает жизнь растениям и
животным. Вторая змея передвигалась в вертикальном положении и,
поднявшись в небо, превратилась в молнию Ильяпу -- божество дождя, бури,
грома. В нижнем мире хранятся семена новых растений, мёртвые
возвращаются туда, чтобы потом вновь возродиться в человеческих
существах.
http://www.pravenc.ru/text/389607.html#part_4
Из "Бундахишн", священной зороастрийской книги:
О летосчислении. Времени было двенадцать тысяч лет. Как он говорит в
Авесте, три тысячи лет был (период) духовного состояния, когда творения
были немысляшие, неподвижные и неосязаемые, и (эти) три тысячи лет
пребывали в мире Гайомард и (бык). (Когда 6000 лет было) противостояние,
были тысячелетние царствования Рака, Льва и Девы. Когда прошло („было")
шесть тысяч лет, тогда тысячелетнее царствование перешло к Весам, (на
мир (?) обрушился противник, и Гайомард прожил в (период) зла тридцать
лет.
_http://avesta.isatr.org/pehlev/Bundahishn11.htm#p34
Космология индейцев хопи:
Согласно мифологии индейцев Хопи, изначально существовал только
творец Тайова, он находился в бесконечном пространстве без времени,
формы и жизни. Первым он сотворил своего помощника (племянника)
Сотукнанга и поручил ему реализацию своего всеобщего плана (Тувагачи).
Потом Сотукнанг создал из земли, воды и воздуха 9 миров. Первые два были
предназначены для них с Творцом, а остальные 7 -- для будущей жизни.
На следующем этапе произошло создание жизни и человека в
первом мире, называемом Токпела (Бесконечное пространство). Для этого
Сотукнанг сотворил первую Богиню Кокъянгвиити, Женщину-паука. В данном
контексте образ паука ассоциируется с созданием паутины как мандалы
всеобщей гармонии. В свою очередь, она создала двух вспомогательных
божеств -- хранителей биосферы. Первый из них, Погангхойя, должен был
следить за экологическим равновесием. Второй, Палонгавхойя (Эхо),
контролировал плотные и тонкие вибрации биосферы, или, говоря
современным языком, следил за информационным равновесием. Вместе они
поддерживали вращение земной оси.
После того, как Погангхойя и Палонгавхойя закончили
подготовку Земли к жизни, Женщина-паук создала растения, птиц и животных
и всех остальных существ, населяющих биосферу. Наступила очередь
человека. По образу и подобию Сотукнанга она сотворила четырёх мужчин
разных цветов кожи (жёлтого, красного, белого и чёрного), затем
сотворила им жён. Пройдя через три фазы Созидания, они увидели своего
Творца в облике Солнца, вдохнувшего в них жизнь.
Однако эти первые люди ещё не умели говорить. Чтобы дать им
речь, мудрость и силу, она позвала Сотукнанга. Людям с разным цветом
кожи он дал разные языки и силу размножаться. Однако первые люди
прекрасно понимали друг друга и без слов, общаясь телепатически. Языки
им были даны для исполнения замысла Творца, так как при произнесении
молитв и пении песен их энергетические центры генерировали вибрации,
трансформировавшие ноосферу Земли в нужном направлении. По-видимому,
разные языки были нужны для воздействия на разные спектры тонких
вибраций.
Согласно легендам Хопи, первые люди мало напоминали
современного человека и были больше похожи на разумных насекомых. Они
жили очень счастливо в мире с животными, питаясь плодами матери Земли,
пока не стали нарушать заповеди Сотукнанга и Женщины-паука о служении
Творцу.
Стало появляться всё больше людей, использующих вибрационные
центры тела для своих эгоистических целей. Этому способствовали и два
искусителя. Первый из них, Лаваихойа, появлявшийся в виде
птицы-пересмешника Мочни, сеял национализм и антропоцентризм. Он убеждал
людей в том, что они выше животных, а также в различиях между расами с
разным цветом кожи и языком. Другой, Катойа, имел облик змеи с большой
головой. Он сеял подозрительность, жестокость и нетерпимость.
В результате мир и покой исчезли на Земле. Осталось лишь
очень немного людей, сохранивших веру в Творца и преданность его
замыслу. Видя это, Тайова и Сотукнанг решили уничтожить этот мир, лишь
те, кто сохранил чистоту, могли спастись. К ним явился Сотукнанг и
предупредил о приближающемся конце света. Он сказал, что им следует идти
в указанное место, ориентируясь ночью по звезде, а днем по облаку,
которые можно увидеть вибрационным центром на макушке головы (копави).
Через много дней и ночей люди из разных стран и народов
собрались в указанном месте -- это и были первые Хопи. Затем появился
Сотукнанг, подвёл их к горе, где жили люди-муравьи, и приказал открыть
входное отверстие. Это и был своего рода космический корабль, где люди
пережили уничтожение первой земли.
Первый Мир, Токпела, был разрушен огнём очень быстро, однако
пришлось ждать довольно долго, пока он остынет, чтобы сотворить новый
мир. Когда Сотукнанг закончил свою работу, он пришёл на крышку
муравейника и постучал по ней. Тогда вождь людей-муравьёв поднялся к
отверстию и открыл его.
Новый мир Токпа (Тёмная Полночь) оказался не столь
совершенным, как первый, но тоже был по-своему прекрасен. В нём
люди-муравьи превратились в насекомых муравьев. Хопи же дали начало
земным народам. Они по-прежнему не нуждались в языке как способе
общения, а видели и говорили друг с другом на любых расстояниях с
помощью центра на макушке головы.
Животные во втором мире были дикими и держались в стороне от
людей. В этом мире люди стали изготовлять предметы и запасать пищу, как
это делали муравьи. Они научились строить дома и деревни, прокладывать
дороги, появилась торговля. Тут-то и охватила людей жажда
накопительства. В этом мире было, в принципе, всё, что нужно человеку,
но они желали иметь всё больше и больше. Люди перестали петь гимны
Творцу, а стали восхвалять товары. Потребительская психология породила
жадность и ссоры, в конце концов, между деревнями разгорелись войны.
Поэтому было решено уничтожить и этот мир, а Хопи (избранные люди) снова
переждали конец Земли у людей-муравьёв.
По приказу Сотукнанга ось Второго мира была предоставлена
самой себе, он стал вращаться с огромной скоростью, раскачиваться и,
дважды перевернувшись, сошел с орбиты вокруг Солнца. В результате, горы и
моря перемешались, затем все превратилось в кусок льда, т.е. наступил
период всемирного оледенения.
Когда всё старое разрушилось, Сотукнанг возвратил Землю на
прежнюю орбиту и начал создание третьего мира Кускурза (или Кускурца).
После того, как всё было готово, он открыл крышку муравейника и выпустил
из него людей.
Интересно, что в современной традиции Хопи, образ такого
космического муравейника воплощён в храме Кива. Выходя из него,
участники церемонии поднимаются по лестнице в центре храма через
отверстие в потолке. Это символизирует переход в новый мир.
В третьем мире размножение и развитие людей пошло столь
быстрыми темпами, что стали появляться города и страны, возникла
цивилизация. И тут опять многие люди стали забывать о своём
предназначении, попали под влияние животных страстей. В этом мире
возобладала похоть, много людей начали использовать свою репродуктивную
силу извращённым способом. Чем в большее число сексуальных связей
вступали женщины и мужчины, тем выше был их сексуальный статус.
Соответственно, исказилось и использование творческого
потенциала, тесно связанного с сексуальной энергией, применение его для
низменных целей. Началось создание магических механизмов,
предназначенных для войны. Тут особо пагубную роль сыграл Клан Лука.
Так, были созданы первые летающие аппараты патуввота, имеющие форму
щитов и питаемые жизненной энергией людей (не трудно заметить, что всё
это очень напоминает НЛО).
Вскоре очень многие люди научились строить патуввота,
начались разрушительные войны. Увидев это, Сотукнанг решил снова
разрушить третий мир, но уже с помощью потопа. Он пришёл к Женщине-пауку
и научил её, как спасти праведных людей, пока их не совратили или не
убили. В этот раз из полых стеблей специального растения, вроде бамбука
или тростника, были изготовлены герметичные контейнеры с небольшим
запасом воды и пищи (хурусуки, тесто из белой кукурузной муки). В них
люди и переждали ужасный потоп, уничтоживший всю сушу. Интересно, что
количество пищи и воды не уменьшалось, сколько бы люди не пили и не ели.
Согласно легендам Хопи, остатки третьего мира до сих пор лежат под
толщей океанов. Тут налицо очень много аналогий с легендами об
Атлантиде, шумерскими и библейскими сказаниями.
Когда воды успокоились, и был создан новый мир, люди вышли
из своих контейнеров и оказались на небольшом клочке земли, вершине
высочайшей горы предыдущего мира. На этот раз путь к следующему,
четвертому миру оказался намного труднее. Люди были вынуждены сделать
плоты и плыть от острова к острову, пока, наконец, не попали на земли
нового мира Тувакачи (Законченный Мир). Дорогу они находили благодаря
помощи Женщины-паука и магическому видению через высший центр на макушке
головы.
О духовно продвинутом человеке, у которого этот центр
активен, Хопи говорят, что "у него открыта Дверь на макушке головы".
Соответственно, высший уровень шаманского дара, который при инициации
могут получить только избранные, это открытие этого центра.
Столь сложный путь был, по-видимому, связан с необходимостью
закалить людей испытаниями, чтобы уменьшить шансы повторения ошибок
прежних миров, где всё давалось слишком легко и просто. Согласно
легенде, каждый раз, когда люди думали, что достигли вожделенной земли,
Женщина-паук говорила им: "Слишком легко и приятно жить здесь, и вы
вскоре снова встанете на путь зла".
Этот мир Тувакачи и был тем миром, где мы сейчас живём. Он
не так прекрасен, как предыдущие миры. Его особенность в существовании
полярностей: холода и жары, красоты и убогости и т.д. Иными словами, у
людей было из чего выбирать. Напутствуя людей, Сотукнанг сказал, что,
живя здесь и делая свой выбор, люди покажут, смогут ли они выполнить
замыслы Творения, или же придёт время уничтожить и этот мир.
Защитником и хранителем четвёртого мира стал бессмертный дух
Массау. Ему же принадлежит очень большая роль и в традиции Хопи. Он
является их наставником и учителем, посредником между людьми и Богами.
Попав в наш мир, Хопи, согласно наставлениям Массау, разделились и
начали мигрировать в разных направлениях, заселяя новую землю.
В наши дни индейцы Хопи так же продолжают сохранять контакт с
Массау. По указаниям Массау Мартин, духовный лидер клана Женщины-паука,
созывал пресс-конференцию перед началом новой агрессии в Ираке, пытаясь
остановить третью мировую войну. Естественно, такой контакт доступен
лишь посвящённым очень высокого уровня, прошедшим высшие ступени
инициации. Для Хопи именно эти способности -- быть в контакте с высшими
духами, служить планам Творения, предчувствовать будущее -- являются
высшим шаманским даром. Что касается парапсихологических и целительских
способностей, то им отводится достаточно второстепенная роль, они
никогда не рассматриваются как основная цель процесса инициации. Хотя у
Хопи, навахо и других племён есть разные шаманы: одни занимаются бытовой
магией и целительством, а другие -- чёрной магией. Последних называют
"людьми с двумя сердцами". Тут, конечно, подразумевается энергетический
сердечный центр. У Хопи, сохранивших верность традиции, один сердечный
центр, через который они находятся в контакте с Творцом, а у тех, кто
выбрал путь зла, появляется второй, связывающий их с демоническими
духами.
С этой точки зрения, традиции Хопи и навахо очень похожи на
древние религии Востока: индуизм, буддизм, даосизм. В них так же
магические способности рассматриваются как нечто второстепенное,
зачастую мешающее прохождению высших ступеней инициации. Поэтому было бы
большой ошибкой считать основным шаманским даром обретение необычных
способностей, связанных с бытовой магией и целительством. Это
справедливо лишь для крайне примитивных сообществ, ещё не слишком далеко
ушедших от животного состояния, или же являющихся деградировавшими
остатками некогда великих культур.
Источник:_http://kairblog.ru/post/7630/
Индийская мифология.
Занятно, что она оперирует достаточно большими цифрами. Махаюга --
временной отрезок в 4,32 млн. лет -- это время, в течение которого
существует вселенная, после чего она разрушается. Затем все повторяется
сначала:
Махаюга -- Великая юга -- временной период. Составляет один
день жизни Брахмы, что равняется 12000 "божественных" лет или 4320000
"человеческих" лет (один год жизни смертных -- это день и ночь жизни
богов). Состоит из четырех юг (веков человечества). В течении Махаюги
(одного дня жизни Брахмы) существует вселенная. Когда Творец засыпает и
наступает ночь Брахмы, вселенная гибнет. Ночь Брахмы длится столько же
времени, сколько его день; когда она минует и настает новый день, Брахма
творит вселенную заново. Согласно данной версии вселенная уже возникала
и гибла не один раз и еще много раз она будет разрушаться и
воссоздаваться. Жизнь Брахмы длится 100 его лет. Когда истечет жизнь
этого Брахмы, Господь сотворит нового Брахму, и все начнется сначала.
_http://www.foxdesign.ru/legend/i_rel.html
Махаюга делится на 4 юги, во время которых существовали различные цивилизации: I. Крита юга — 1728000 лет. II. Трета юга — 1296000 лет. III. Двапара юга — 864000 лет. IV. Кали юга — 432000 лет (последняя юга, в которой мы живем).
В Крита-югу (Сатья-юга) люди рождались добродетельными, на
земле жили лишь праведные брахманы, неукоснительно соблюдающие Закон и
обладающие различными необычными способностями. Буквально переводится —
«век Истины». Золотой Век, истины и чистоты.
В Трета-юге добродетель на земле убавляется на одну
четверть, люди начинают забывать о долге, хотя люди по-прежнему очень
возвышенны. Из четырёх брахманических качеств, аскетизма, чистоты,
милосердия и правдивости, в Трета-югу в полной мере проявлены только три
последние из них. Именно в эту югу человека начинают интересовать
чувственные наслаждения. Поэтому продолжительность жизни людей
сокращается и составляет 10 000 лет. Основной духовной практикой и
методом самоосознания в Трета-югу являются ведические жертвоприношения
Богу и девам. В жертву приносятся гхи, зерно и некоторые виды растений.
Двапара-юга. Из четырёх брахманических качеств, аскетизма,
чистоты, милосердия и правдивости, в Двапара-югу в полной мере проявлены
только два последние из них. Продолжительность жизни людей по сравнению
с предыдущей югой сокращается в десять раз и составляет около 1000 лет.
Основной духовной практикой и методом самоосознания в Двапара-югу
является поклонение божествам в храме.
Кали-юга. В этот мрачный век на земле умножается порок и в
мире остается всего четверть Дхармы-Закона. Нынешний век - период
Калиюги. После него придет гибель погрязшего во грехе мира; страшный
огонь, таящийся на дне океана, вырвется на поверхность и пожрёт
вселенную. А потом, когда минет ночь Брахмы, всё начнется сначала. В
индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно
пуранам, Кали-юга началась в полночь 23 января 3102 года до н. э. по
григорианскому календарю после ухода Шри Кришны. То есть, мы живём в
Кали-югу. Она началась 5 000 лет назад и продлится ещё 400 тысяч лет.
И дополнительно приведу описание трех юг из Виманика-шастр (начало 6-ой главы):
В Крита-югу, Дхарма, или праведность, «опиралась на четыре
конечности», то есть, была традиционным, полностью утвержденным высшим
принципом, которого безоговорочно придерживались все люди. В то время
люди рождались, уже обладая благородными качествами и удивительными
силами. Чтобы обрести особые силы, людям этой юги вовсе не обязательно
было выполнять йогические практики или начитывать мантры, обеспечивающие
удивительные достижения. Эти люди, благодаря лишь одной преданности
дхарме, становились сиддхапурушами, или людьми, наделенными
сверхъестественными силами. Это были добродетельные люди, обладающие
знанием и мудростью. Они могли естественным образом по собственной воле
перемещаться по небу со скоростью ветра. Все они обладали восемью
сверхчувственным и достижениями, которые теперь называют
сверхъестественными, известными как animaa, mahimaa, garimaa, laghimaa,
praaptih, praakaamya, eeshatwa и vashitwa.
Animaa — это уменьшение до крошечных размеров. Mahimaa — это
увеличение до гигантских размеров. Garimaa — умение становиться
чрезвычайно тяжелым. Laghimaa — умение становиться невесомым. Praaptih —
способность получать всё, что пожелаешь. Praakaamyam — умение полностью
избавляться от желаний. Eeshatwa — обретение высших достижений.
Vashitwa — обретение удивительной гибкости.
Крита-юга прошла, и настала Трета-юга. И тогда Дхарма стала
на одну ногу прихрамывать. Она служила, опираясь только на три
конечности, и постепенно становилась менее действенной. Человеческий ум
уплотнился, и понятие ведических истин, внутренней сущности человека и
сверхъестественных сил обеднело. Вследствие того, что Дхарма, или
праведность, дала трещину, люди утратили способность летать в небе со
скоростью ветра.
Осознающий это, Бог Махадева, пожелал даровать двид-жам, то
есть, браминам, кшатриям и вайшьям, способность правильного понимания
Вед и милостиво снизошел на Землю в облике Дакшинамурти. При посредстве
Санаки и других посвященных мудрецов Он классифицировал мантры Вед, а
затем, окинув своим благословляющим взором поклоняющихся аскетов, или
муни, Он даровал им ведическое восприятие. Дабы утвердить полноту их
восприятия, Он, обняв их, вошел в их сердце и ум. Переполненные
Божественной милостью, муни с трепетом и волнением в голосе стали
воспевать Всевышнего shata-rudreeya и другими гимнами, выражая свою
глубокую преданность.
Божественный Дакшинамурти, обрадованный способностью
восприятия аскетов, с милостивым взглядом и улыбкой на лице похвалил их,
сказав: «До сих пор вы были известны как муни, или аскеты. С сего
момента, милостью моей постигнув Веды, вы будете известны как риши, или
провидцы. Вы станете совершенствоваться в Ведических мантрах и жить в
безбрачии. Вы станете поклоняться небесной Богине Вед, завоюете её
благосклонность и, приблизившись посредством Иогического Самадхи к
Великому Богу Ишваре, удостоверитесь в Его уме. Его и моей милостью, вы
подниметесь на высочайший уровень интеллектуального видения и станете
знатоками смысла и содержания Вед. Находя подтверждение сказанному
собственным опытом и медитативным самонаблюдением, вы, опираясь на
ведические истины, создадите на благо человечества Дхармашастры, или
моральные кодексы, Пураны и Итихасы, а также науки физику и математику.
Что касается небесных путешествий, то вы передадите искусство сооружения
виман. Чтобы виманы могли достигать скорости ветра, вы, на основе
Кальпашастр, или научных трактатов, разработаете методы Ghutika и
Paadukaa»
В «Вимана-чандрике» сказано: «Я скажу в общих чертах о
разновидностях виман. В Трета-югу, когда люди были сведущи в мантрах и
могущественных гимнах, виманы создавались посредством мантрического
знания. В Двапара-югу, когда люди развили в себе значительные
тантрические знания, виманы производились посредством тантрического
знания. Поскольку в Кали-югу знания мантр и тантр стали недостаточными,
то виманы, создававшиеся в ту пору, известны под названием kritaka, или
искусственные. Поэтому древние провидцы, учитывая перемены в дхарме,
наблюдаемые на протяжении юг, рассматривали виманы трех юг как виманы
трех типов».
http://www.sci-lib.net/index.php?act=attach&type=post&am...
Иранская мифология. Авеста, Бундахишн.
Основное содержание первой части фрагарда (строфы 1—20) восходит к
индоиранским сказаниям о Йиме — царе "золотого века”, когда люди были
бессмертны и жили в изобилии и благополучии. Во второй части (21—43)
главным образом прослеживаются отголоски легенд о Йиме как о
герое-цивилизаторе и как о первом умершем, проложившем людям путь в
загробный мир и сделавшимся верховным богом потустороннего царства; а
также представления о загробном блаженстве праведников в обители бога
мёртвых и ранние эсхатологические мифы — о конце света в результате зимы
и о всемирном потопе (последние явно вавилонского происхождения).
В "Яшт” 19.33—34 говорится о грехопадении Йимы. Дошедшие
зороастрийские тексты не сообщают подробностей этого сюжета. Грех Иимы в
разных источниках определяется по-разному: Заратуштра ставит Йиме в
вину потребление в пищу мяса рогатого скота ("Ясна” 32.8;
подразумевается, очевидно, что Йима научил людей забивать скот и есть
мясо, и это было одной из причин грехопадения человечества и утраты им
"золотого века”); в "Яшт” 19.33—38 Йима представлен "соблазнившимся
лживой мыслью” и "утратившим Хварно”. Фрагмент о Йиме в 19-м яште и 3-я
строфа 2-го фрагарда "Видевдата” (где Йима отказывается взять на себя
миссию пророка веры, но готов, однако, быть на земле гарантом
материального благополучия) свидетельствуют, что уже в младоавестийской
теологиии Йима — податель земных благ и телесного бессмертия
противопоставлялся Заратуштре, суть учения которого — не только
материальные, но также духовные блага и бессмертие праведной души.
Постепенно в зороастрийском богословии вырабатывается, а затем и
канонизируется двойственная трактовка образа Йимы: он сохраняет все свои
положительные черты, но в то же время ему приписывается ряд греховных
деяний, за которые он осуждается.
Первым земным правителем Йима изображен только в "Видевдат” и
"Яшт”; в остальных авестийских текстах при перечислении легендарных
царей он упоминается третьим в династии первозаконников Парадата (после
Хаошьянхи и Тахма-Урупи). В зороастрийской ортодоксии эпохи Сасанидов
функции первого праведника, а в поздней традиции — и первого царя,
полностью отходят к первозданному человеку Гайомарту (авест. Гайа
Мартан). Поздние источники ("Меног-и Храт”, "Денкард”) называют Джамшеда
(от авест. "Иима Хшайта” — "Иима Сияющий”) уже четвёртым по счёту
земным правителем — после Гайомарта (не причислявшегося к
Пишдадидам—Парадата), Хошенга (авест. Хаошьянха) и Тахморупа (авест.
Тахма-Урупи).
Он — брат Тахморупа, обладает Хварно; в его царствование,
длившееся 616 лет и 6 месяцев люди и твари — бессмертны, безгрешны, не
ведают страданий; он увеличивает землю, по велению Ормазда строит Вар —
ограду, которая спасает человечество от потопа; как герой-цивилизатор он
строит "множество несметное селений и городов”, разделяет людей на
четыре сословия — жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников,
благодаря чему "всякое дело стало делаться с большим мастерством”;
возжигает в Хорезме огонь Адур-Фробак — один из трёх сакральных огней
зороастрийской религии, огонь жречества, воплощение Хварно. После
грехопадения Йимы—Джамшеда в мир проникает Зло. Высшее творение Ормазда —
род людской становится несовершенен духовно и телесно: люди не только
утрачивают телесное бессмертие, но и приобретают физические недостатки
(которые, наряду с излечимыми болезнями, считались "печатью Ахримана”).
Появляются целые "народы-храфстра”, своеобразные "дэвовские
расы”: "Говорят, что Йима, когда величие [т.е. Хварно; по другому
толкованию — разум] покинуло его, из страха перед дэвами взял дэва
женского [пола] в жёны, а Йимак, которая была [его] сестрой, [т.е.,
очевидно, сестрой-женой — кровосмесительный брак, поощрявшийся
зороастрийской ортодоксией], отдал в жёны дэву; и от них пошли хвостатые
люди-обезьяны [т.е. человекообразные обезьяны — шимпанзе и гориллы], и
медведь, [и] другие всяческие уродства”; к "народам-храфстра”
причисляются также негры и мифические монстры "с глазами на груди”.
Утратившего Хварно Йиму свергает с престола "трёхглавый Змей” Дахак
(авест. Ажи-Дахака). Йима скитается в изгнании, нигде не находя приюта;
через 100 лет Дахак и брат Йимы Спитур (авест. Спитьюра) настигают его и
казнят, заживо распилив пилой.
_http://avesta.tripod.com/avesta/0010200.htm
Источник: http://www.razgovorium.ru/razdel25/tema630.html#post9421
|