Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за
несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного
воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для
празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным
чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с
торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали
царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он
возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а
также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и
веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на
праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви,
вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя
Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с
пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в
могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был
признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на
него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя
на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и
покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих
голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы
сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал
учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых
Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых
ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже,
Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен
еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память
того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!
Вход Господень в Иерусалим
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий
сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость
Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается
слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки,
приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь
вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как
мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он
незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети
пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои
одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в
этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею
«Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется
«Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее
других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы
жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание
торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы
встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя
ада и смерти.
В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении
Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все
песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную
смерть.
|