Четверг, 28.03.2024, 16:10
Магия в жизни
Приветствую Вас Гость



Духи Дома - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Moder, Alagma  
Форум » Магический форум » Форум по магии » Духи Дома
Духи Дома
AlagmaДата: Воскресенье, 17.06.2012, 00:48 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 535
Статус: Offline
Домовой и его именины. А вы положили монетку под плиту?

"Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!"

Почему вся информация, которая касается домовых, так популярна? Неужто из-за одной склонности к суевериям? Думаю, скорее, речь идет об интересе к традициям предков, – ведь были они неслучайны и основаны на стремлении обустроить жизнь в гармонии со всем сущим: природой, людьми, собственной душой.

При этом мифологический образ домового помогал выстроить нерушимый порядок взаимоотношений в семье и настраивал на достойное поведение независимо от того, есть ли тому свидетели. Домовой выполнял роль невидимого контролера благопристойности речей и поступков, а также согласия в отношениях между домочадцами.

По существующим версиям, он либо дух-хранитель самого дома, либо дух предка, который защищает семью потомка. В древние времена многие, если не все, народы включали в традицию аналогичный персонаж. Например, Сельве/Сельван/Сильванус этрусков и римлян, как уже упоминалось, выполнял подобные функции.

О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.

В результате день почитания православного святого Ефрема Сирина стал в народе Ефремовым днем – Ефремом Ветродуем, Запечником, Прибаутником и Сверчковым заступником. А раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами (вспомним: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…»).

Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.

Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.

В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.

Ни в коем случае нельзя было убивать насекомых, будь-то сверчки, тараканы или даже клопы. А иначе разобидится домовой, осерчает и отплатит разором, который никак невозможно будет одолеть, пугать начнет стуками да бряками, а то и вовсе дом покинет, оставит без своего покровительства (вот почему назвали Ефрема Сверчковым заступником).

В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам (а ссоры да дрязги домашние «хозяин», по поверью, терпеть не может). Полынным веником избу подметали, чтобы «дедушка» в именинный день мог отдохнуть, а не сражаться с той нечистью, что не дай Бог, забредет в дом. Одним словом, как у нас – праздничный день должен быть выходным.

А в вечернюю пору, выказывая почет да уважение, принято было вспоминать байки да сказки о житье-бытье «суседушки». Коли все положенное исполнено как надо, можно было обратиться к домовому с просьбами и пожеланиями:

– Хозяин-батюшка, побереги скотинку.
– Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.
– Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко.
– Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
– Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги да наш дом береги!
– Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а нам в дому счастье, здоровье, лад и любовь!

Ну, что тут еще добавишь?! Только пожелание: пусть в каждом доме будут хлеб-соль, счастье, здоровье, лад и любовь!

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34160/


 
AlagmaДата: Четверг, 27.12.2012, 16:09 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 535
Статус: Offline
ДОМОВОЙ ИЛИ ХОЗЯИН

Домовой (Домовой Хозяин, Царь Домовой, Домоведушка, Домовид, Домовитель, Домовидушко, Доброжил, Доброхот, Домовидый, Домовик, Домовитель, Домовитушко, Доможил, Доможир, Доможирко, Доможирник, Домоседушко, Дзяд, Дед, Хозяин-Батюшка, Дедушка-суседушко, Суседок, Батанушк и др. Если он не в ладу с жильцами дома, то его называют Некошн. По местоположению его называют Хлевник, Голбешник, Избной, Подпечник, Подпольник. По форме появления - Пастень, Стень, Глумица). В общем смысле и значении он дух и "хозяин" дома и двора, хранитель домашнего очага.
"За обычай жить в тепле и холе он Жировик; за некоторые привычки - Лизун, Гнетка, Навной". "Имена домового Господарь, Большак, Дед, Дедко, Дедушко, Братанушко, Доброхотушко, Кормилец, Навной, Хозяин, Хозяинушко характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок и невидимый "хозяин". За охотливое совместное жительство домовой - Суседка. Домового именуют и почётным или просто Он, Сам." (С.В. Максимов, 1903 г.).

"Слово "домовой" весьма мало употребительно в народе. Обыкновенно этот дух зовётся Кормильцем, Кормильчиком, наконец Батаманкой" (Вологодская область, Иваницкий, 1890 г.).

"Купил дом и с домовыми"; "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмёшь" (В.И. Даль, 1880 г.);
"Хозяин мой, Домовитель мой, покровитель мой, пожалей мою коровушку" (Курская обл.); "Домовитушко давит во время сна; как шар какой прикатился - и прямо на грудь" (Воронежская обл.); "Волосы это мне Доможирко зализал" (Архангельская обл.); "Соседушко, домоседушко, жилец к тебе идёт... заведи с ним приятство" (Новгородская обл.); "У нас говорится: "Лошадь не ко двору пришлась" - это, батенька, значит: лошадка домовушке не полюбилась" (Урал); "Все почти признают леших, домовых и дворных дедушек, верят снам, встречам и разным заговорам" (Нижегородская обл.); "Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт" (Орловская обл.).

Крестьяне были твёрдо уверены, что "никакой дом не стоит без домового". Образ домового при внешней простоте - один из самых сложных, многозначных в крестьянских поверьях. Домовой наделяется разнообразными обликами, качествами и способностями.

Внешний вид и облик:
В народе полагают, что домовой обычно невидим и показывается людям только как предвестник какого-либо события. Чаще всего он предстаёт перед людьми в образе старичка полуметрового роста, плотного телосложения, с большой и пушистой седой, серой, чёрной или рыжей бородой. Домовой очень силён, лохмат, поросший шерстью, у него длинная голова, а руки - большие с широкими ладонями, поросшие мягкими волосами, на руках - длинные ногти. У него длинные торчащие уши, причём одного уха нет, что может свидетельствовать о его родстве с Лешим. Носит старый зипун, синий кафтан или белую (красную) рубашку, носит пояс. Одежда домового обычно белая, но если она становится чёрной то это предвещает беду.
Домового представляют в облике хозяина дома, живого или умершего, последнего умершего члена семьи, самого старшего человека в семье. В доме, где есть мужчины, домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, то домовой является в образе женщины. Может показываться также в образе крохотного человечка. Иногда его можно увидеть в виде зеркального отражения человека, которому он показался, только тёмного и лохматого. По рассказам крестьян XIX-XX вв., домовой кроме человеческого обличья, предстаёт змеёй, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньёй, ягнёнком, собакой, лаской, белкой и даже медведем с человеческой головой и ступнями. Упоминается также и домовой-заяц.
Кот и кошка - традиционные обличья домового или его спутники. В народе говорят: "Кот - родственник домового" (Архангельская обл.); "Домовой является в виде рыжей кошки" (Костромская обл.) В Ярославской губернии старались держать кошек определённой масти, "чтобы угодить домовому"; "Кошка - любимица домового" (Томская обл.).

Нрав:
Хоть и ворчливый, но всё же добродушный и весёлый старичок. Хотя, встречаются и не такие добродушные, которых называют некошнами и нрав у них вовсе недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако, домовой прежде всего судьба семьи и судьба дома, переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным и злым; он "прихотлив"; добр, но крайне обидчив; он очень капризен, "не знать как и угодить ему"; живя меж людей, домовушки привыкли к людям и "обрусели", то есть от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего.

Занятия:
Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет. Его основное занятие - забота о доме и домочадцах. Приглядывает, чтобы всё в доме было исправно. Следит за порядком, и создаёт то, что принято называть уютом. Он охраняет жилище от воров оборачиваясь хозяином дома или огромной злой собакой.

Происхождение:
Обычно домовой считается членом семьи, первопредком рода; умершим членом семьи, который назначен "высшими силами" в помощь живым домочадцам. Полагали также, что домового сотворил Бог и что она даётся каждому дому. Домовым духом может также стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих распространённых поверьях XIX-XX вв., можно видеть отголоски представлений о необходимости "строительной жертвы", и сохраняющейся веры в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть. Подробнее об этом можно почитать в статье про обряд новоселья. Выбранная жертва (существо "измеренное" мастером-строителем) зарывалась под одним из углом будущего дома. Считалось, что после смерти она превращается в домового, но при этом сохраняет прежние отличительные черты и привычки (например, мяукая и царапаясь, если в жертву была принесена кошка и т.п.). Жители Архангельской области верили: "чтобы закласть дом на чью-либо голову", плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании главным.

Продолжение рода:
Представления о семьи домового противоречивы. Иногда считается, что он одинок, но часто, согласно поверьям он имеет семью, причём её состав в точности повторяет состав человеческой семьи в этом доме, а жизнь семьи домового повторяет жизнь семьи человека. Жена домового зовётся - "доманя", а дети - "домовёнки". Но их, в отличии от самого домового никогда не бывает видно и слышно. Сыновья домового поступают на службу в новые дома, а дочь домового - "домовинка" прядёт под полом.

Места обитания:
Живёт домовой в обитаемых жилищах, то есть он привязывается не к жильцам, а к дому, посему он может, как буянить в одиночестве, так и нет - сюжетов и про страдание в одиночестве, и про стойкое перенесение отсутствия человеческого общества не счесть. Считалось, что живёт он в углу, за печкой, но также может жить и в подполье (под голбцом), на чердаке и за стеной. Местами его обитания могут быть также двор, хлев (особенно его северная сторона), ясли, конюшня, сенной сарай, место, где выступают мусор, баня и т.п., то есть практически любые здания, построенные людьми. Русская печь - излюбленное место пребывания домового. Он также селится в красному углу, за трубой, в запечье и подпечье, у порога входной двери, на чердаке, в подполе и углу клети. Во Владимирской области считали, что домовой живёт в подвешенной во дворе сосновой или еловой ветке с разросшейся хвоей. У домового есть своя дорожка, которую нельзя занимать. Если лечь в доме на то место, которое любит домовой, можно сильно заболеть.

Время появления:
Как и всякая "нечистая сила", домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днём он сидит на своём любимом месте - чердаке или за печью. Особая активность домового приурочена к определённым календарным датам: к Коляде или на Именины Домового, когда домовой бесится, разбрасывает по двору телеги и не узнаёт домашних; на Купалу, когда он замучивает лошадей, в ночь на Ярилу Вешнего, когда он заплетает лошадям гривы; в поминальные дни, когда он вылезает из подполья. Изредка подчёркивается сезонность его обитания в доме - весной он уходит в поля, а осенью возвращается в дом, проводя зиму на печке; летом же живёт в хлеву под яслями, а зимой - в подполье. Увидеть его можно в полночь глядя в зеркало, в полнолуние, смотря через борону или через хомут; если на Коляду или на его Именины поднятся со свечой на чердак.

Способности и функции:
Домовой мыслится как хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Домовой есть в каждом доме, в противном же случае - это приравнивается к проклятию и ведёт к бедности и разрушению хозяйства, мору скота, смерти членов семьи и прочим бедам и несчастьям домочадцев. Считается, что без домового "дом держаться не станет". Домовой выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры, лжецов и нерях. Если его рассердить, то он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, скребёт стены, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, швыряет горшки, камни, топчет ночующего на гумне (Огуменник), сбрасывает с человека одеяло, съедает всё, что не спрятали на ночь и т.д. Домовой завивает колтун человеку, зализывает волосы спящему (потому его ещё называют Лизуном).

Домовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, то она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Домовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки. Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть (порода) скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, то считается, что она пришлась домовому "не по двору", "не по масти", "не в руку". Нелюбимую скотину домовой мучает, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладёт навоз. Такую скотину люди обычно продавали, потому что считалось, что домовой всё равно её изведёт.

Поскольку благополучие скота целиком и полностью зависело от отношения к нему домового, то перед покупкой новой лошади или коровы узнавали, скотину какой масти предпочитает домовой. Для этого ночью оставались в хлеву, прикрывшись бороной, и смотрели, какой у домового цвет волос - такой масти и покупали скотину. Приведя во двор нового коня или корову, её отдавали под покровительство и защиту домового, прося его беречь и любить скотину. К домовому обращались с такой же просьбой весной перед первым выгоном на пастбища и осенью, когда скот загоняли на зиму в хлев.
В некоторых местах функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу - дворовому или хлевнику, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.

Домовой грамотен в "домашних" науках. Способен бороться с нечистью и предупреждать домашних о её появлении: пусть и не самой сильной, но кое-какие способности в этом плане у него есть. Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно невидимы для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего смертью члена семьи; перед смертью хозяина появляется в его шапке. Если дела в семьи идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях. Предвещая добро обитателям дома, домовой смеётся, гладит мохнатой или тёплой рукой; предвещая печальные события, особенно смерть кого-либо из домочадцев, он воет, стучит, хлопает дверями, мяукает как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки и царапины, гладит его холодной или мокрой рукой. Согласно распространённым славянским поверьям: домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому - к смерти, стучит в окно - к пожару, прыгает днём с чердака - к беде, начинает усердно ухаживать за скотом - к падежу. Домовой предотвращает пожар в доме, вовремя разбудив хозяина, спасает скотину и т.п.

Домовой может давить спящего человека. Если в этот момент его спросить: "К добру или к худу?", и он ответит, то это к добру, а если к худу - промолчит. У домового узнавали о своей судьбе и судьбе своих близких, вызывая его особыми заговорами во дворе. В западных областях России и Белоруссии считалось, что колдуны могут наслать на семью чужого ("наброжего" или "лихого") домового, который будет приносить хозяйству вред и убытки, мучить и морить скотину. Считается, что "свой" и "чужой" домовые дерутся по ночам в хлеву. Подобно кикиморе, домовой прядёт пряжу на оставленной на ночь прялке. Считается что "лихой" домовой может похищать детей, особенно проклятых своими родителями.

Отношения с людьми и животными:
Жизнь семьи зависит от расположения к ней домового хозяина. Если домовой любит семью и скотину, в доме царит благополучие; если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе, стоять на мусорной куче, женщине нельзя выходить из дому с распущёнными волосами и спать без белья, ложиться на любимое место домового и класть на него что бы то ни было, нельзя ночью работать и кормить ребёнка, ложиться спать без ужина и т.д.

Чтобы домовой хорошо относился к семье, в определённые дни ему совершают приношения, так называемые "относы": хлеб, который кладут под печку и в углы хлева; борщ и кашу, которые на Новый год относят на чердак; или же на его Именины оставляют для него на ночь угощенье на столе. Чтобы задобрить рассерженного домового, корюшку хлеба кладут вместе с солью в чистую белую тряпку, а затем оставляют узелок около ворот со словами: "Хозяин батюшка честный домовой, хозяюшка домовая, матушка честная, вот я вам хлеб да соль принёс!" Угощение домовому также оставляют на столбе, на котором держаться ворота.

Домовой любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке. Любит вредничать и шалить, коли что не по нраву. Он привязан к детям и обожает с ними играть, часто является им в виде плюшевой игрушки. Любит также и всех домашних животных: холит их, расчёсывает шерсть, кормит и поит. Особенно он любит лошадей. К кошкам и собакам относится по разному, некоторые домовые любят их, другие же напротив пинают и бросают об пол. Из еды очень любит просоленную горбушку хлеба. Так же не откажется от молока, конфет и печенья. Любит сам выбирать себе место жительства в квартире, и уж коли выбрал - так никогда и не уйдёт, так что будьте снисходительны. Ещё доброхот большой любитель поиграть со старыми бусами, бижутерией, блестящими пуговицами и старыми монетками.

Без людей домовой жить просто не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев домовой горько плачет, воет и кричит. Без человеческого общества домовой лютует - становится злым и агрессивным. Увы, таких домовых следует прогонять из дому. Его уже невозможно снова приучить к людям. Следует хорошенько запомнить, что домовой не выносит свист и иногда может почти сразу же покинуть дом. Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры. Неприятных гостей домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить и давить на них. Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец и соль) - всё это очень мешает домовому бороться против злых сил.
В христианской традиции считается нечистью и домовым чёртом, но, в то же время защищает домочадцев от злых сил [что является логическим абсурдом - прим. "Славянской Библиотеки"].

Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской народной традиции. Согласно поверьям, домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую домового, в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, помелом, горшком углей из старой печи, веником, куском навоза из старого хлева и т.д. В старом доме или избе открывают ворота или лаз из подпола с приговором: "Хозяин домовой, пойдём со мной в новый дом мой", а затем переносят вещи в новое жильё. Первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывают в правом углу под избой, прося домового прийти в новый дом.

Общение с домовым:

Домовой сам по себе существо не общительное, но известно немало случаев, когда он первым заговаривал с человеком. Речь у него не очень внятная, ибо голос тихий и шелестящий, но разобрать кое-какие слова можно. Чаще всего говорят домовые по ночам, когда хотят что-нибудь сказать хозяевам дома. Если услышите его голос - не пугайтесь, в противном же случае домовой обидится и больше никогда с вами не заговорит. В то же время не стоит задавать ему слишком много вопросов, иначе он может наказать человека и тот онемеет.
Усмирение домового:

Если домовой душит или давит человека, а также проказничает в хлеву со скотиной, то его можно отогнать матерной бранью и особыми заговорами. Следует отметить что домовой не боится никаких христианских заговоров или молитв, а также крёстных знамений (о чём неоднократно упоминается в этнографических источниках). Если же домовой мучит скотину в хлеву, то там помещали медвежью голову, убитых ястреба или сороку; вешали зеркало; зарывали под жильём череп козла; окуривали дом и двор медвежье шерстью или обводили вокруг двора медведя. Если домовой выщипывает курам перья на голове, в курятнике вешают старый лапоть, горшком с отбитым днищем, камень с дыркой и т.п. обереги.
"Смиряя" домового, махали по всему двору липовой палкой, втыкали нож над дверью, вешали в хлеву веники. А чтобы выгнать со двора и из дому "чужого" домового, на Сварогов День хозяин обмакивает помело в дёготь, ездит на лошади, не любимой домовым, по двору, размахивая помелом; тычет вилами в нижние брёвна хлева. Чтобы помочь "своему" домовому одолеть "чужого", в хлев кладут пест от ступы, а если слышат драку между домовыми духами, бьют метлой по стене дома со словами "Бей наш чужого". "Чужого" домового выгоняли также и с помощью особых заговоров.

http://feeriya-magic777.chudoforum.ru/t8271-topic


 
Форум » Магический форум » Форум по магии » Духи Дома
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz